LoLKeK Me

Фотолента поста - Рабочий стол по мотивам Рона Полка (часть 1)

Автор: whatze, 23.12.2017 - 03:19

Здравствуйте уважаемые ЯПовчане и милые ЯПовчанки!
Вновь захотел поделиться с вами вестями из моей медленно развивающейся хоббийной мастерской. Сегодня мы будем строить мобильный рабочий стол по мотивам Рона Полка (Ron Paulk). В оригинале одна из версий его стола выглядит вот так, но я решил очень много деталей в нем поменять, сделав его более универсальным и лучше отвечающим моим конкретным задачам.

Будет 70 картинок - от 0 до 69

Рабочий стол по мотивам Рона Полка (часть 1)

Почему именно этот стол? Он большой – 250 на 125 см, то есть можно работать с большими проектами и использовать его в качестве раскройного и сборочного стола. В то же время он разборный, и в разобранном виде легко переносится силами одного человека. Для меня это очень важно, потому что большую часть года я работаю в гараже, но бывают периоды, когда гараж нужно освободить и спрятать там машины. Тогда стол нужно будет спускать в подвал по узкой лесенке – в одиночку.

Сам по себе стол – чудо средневекового самолетостроения, сделан на элеронах и нервюрах и весит очень мало, при этом имеет очень жесткую конструкцию (торсионный короб, torsion box), что позволяет использовать его в качестве огромной поверочной плоскости для столярных работ. Выполняется их фанеры, причем требования к качеству фанеры довольно скромные.

В этой части я расскажу как делал основание стола (складные козлы) и усовершенствованную нижнюю полку. Все начинается с раскроя листового материала для изготовления шаблона.


Рабочий стол по мотивам Рона Полка (часть 1)

В качестве материала использовал ламинированную ДВП высокой плотности – из этого материала делают ламинатные полы. Мне досталось два неразрезанных листа на халяву – при ремонте дома я закупил почти 70 упаковок ламинатной доски, и они пришли на палетке, сверху прикрытые вот такими листами. Не пропадать же добру?

Рабочий стол по мотивам Рона Полка (часть 1)

Чертим контуры козел в соответствии с чертежами Полка (я кстати их честно у него купил! ☺)

Рабочий стол по мотивам Рона Полка (часть 1)

Выпиливать будем лобзиком. У меня лобзик старый как дерьмо мамонта, ну и фиг с ним, сойдет. А вот пилку лучше поставить хорошую, для чистого реза (я пользовался пилками из Бошевского набора).

Рабочий стол по мотивам Рона Полка (часть 1)

Кроме того, оборудуем наш лобзик вот такой нехитрой приблудой, которая может работать как боковой упор, а также как циркуль для вырезания больших круглых отверстий.

Рабочий стол по мотивам Рона Полка (часть 1)

В центре размеченных окружностей сверлим отверстия тонким сверлом, на линии окружности, но при этом подальше от линии реза – отверстия большего диаметра – чтобы туда пролезла пилка лобзика.

Рабочий стол по мотивам Рона Полка (часть 1)

Режем по кругу. Получается кучка ламинатных «блинчиков». И дырявый лист ламината – он то нам и нужен.

Рабочий стол по мотивам Рона Полка (часть 1)

Прямые резы можно тоже сделать лобзиком или ручной циркуляркой – это для тех кто только начинает развивать мастерскую. Но у меня есть распиловочный станок, на нем это можно сделать чуть-чуть быстрее.

Рабочий стол по мотивам Рона Полка (часть 1)

Для этого выполняется «plunge cut» - вращающийся диск пилы поднимается над поверхностью стола и режет неподвижную заготовку – так начинается рез. Ну а далее режем по линии, как обычно.

Рабочий стол по мотивам Рона Полка (часть 1)

Завершаем разрез лобзиком чтобы соединить прямые линии с круглыми (я уже говорил, что все это можно было от начала до конца сделать лобзиком?)

Рабочий стол по мотивам Рона Полка (часть 1)

Стыки будут неровными, потому что лобзик, даже самый лучший и дорогой – нифига не точный инструмент. Его постоянно ведет и шатает, поэтому все все равно придется выправлять шлифованием. Мне использовал шлифстанок с осциллирующим барабаном, который одолжил у соседа. Так мило смотрится фанерный кружок, поставленный сверху вместо утерянной шайбы ))))

Рабочий стол по мотивам Рона Полка (часть 1)

Линии прямых резов тоже шлифуем – можно вручную, а можно ручной шлифмашинкой с абразивной лентой. Моя тоже древняя – наверное даже старше лобзика ))))

Рабочий стол по мотивам Рона Полка (часть 1)

Когда шаблон готов (ну или вернее, когда вы задолбались его шлифовать и решили, что хрен с ним, сойдет и так) – приступаем к раскрою материала. Для постройки основания мы будем использовать строительную сосновую фанеру третьего сорта, толщиной 16 мм. Производства Бразилии, где в лесах много диких обезьян. Они-то, видимо, своими кривыми лапами эту фанеру и делали – ибо страшна, как моя жизнь. Так оно будет может и некрасиво, но зато дешево и сердито. А это не столешница, тут большая точность не нужна, а красота – тем более (на столешницу пустим более качественный материал). К тому же, не обеденный стол ваяем, а рабочий. Короче выпиливаем ручной циркуляркой четыре листа по размерам - грубо.

Рабочий стол по мотивам Рона Полка (часть 1)

И отрезаем точно на распиловочном станке. У кого нет – может сразу отрезать точно ручной циркуляркой, но тогда нужно завести хорошую шину.

Рабочий стол по мотивам Рона Полка (часть 1)

Очерчиваем карандашом контуры заготовок по шаблону. Две детали будут чуть пониже – с плоским верхом, и две – чуть повыше – с дополнительными шипами, которые будут входить в ответные пазы на нижней поверхности столешниц. Это надо учесть при раскрое фанеры и при переносе контуров с шаблона.

Рабочий стол по мотивам Рона Полка (часть 1)

Грубо выпиливаем все лобзиком. Можно не стараться – пусть рез будет кривой, главное за линию не залезть.

Рабочий стол по мотивам Рона Полка (часть 1)

Получается вот такая жуть. Кстати, на фанере третьего сорта могут быть не только пустоты и трещины, но и вот такие замятины на лицевой поверхности. А кому сейчас легко? Захотели сэкономить – не жалуемся ))))

Рабочий стол по мотивам Рона Полка (часть 1)

Прикрепляем по одной заготовки к шаблону (можно на двусторонний скотч, можно на клей, я тупо прикрутил саморезами) и выпиливаем обгонной фрезой с нижним подшипником (поскольку я работал на импровизированном фрезерном столе, то у нас он вверху). Настраиваем вылет фрезы, чтобы подшипник катился по шаблону.

Рабочий стол по мотивам Рона Полка (часть 1)

И обгоняем по контуру. Тут я допустил ошибку, взяв слишком тонкую фрезу. Она все вырезала (не только эти детали, но и детали столешницы), но под конец погорела. Ну ничего, фрезы – расходный материал.

Рабочий стол по мотивам Рона Полка (часть 1)

Так уже лучше. По крайней мере все детали одинаковые. Теперь будем на двух из них делать верхние шипы (по ламинатному шаблону я из точить не стал, потому что накосячил там со шлифовкой и линии получились не слишком ровными, а это – одна из ключевых плоскостей, которые должны быть откалиброваны очень точно).

Рабочий стол по мотивам Рона Полка (часть 1)

Поэтому берем ровную рейку и выставляем ее как можно точнее по линии будущей горизонтальной плоскости, прикручивая саморезами. Шаблон тела шипа просто тупо прижимаем струбцинами – никуда он не убежит.

Рабочий стол по мотивам Рона Полка (часть 1)

И фрезеруем один шип.

Рабочий стол по мотивам Рона Полка (часть 1)

А потом переносим шаблон в другое место и фрезеруем второй.

Рабочий стол по мотивам Рона Полка (часть 1)

Получаем две половинки козел с двумя шипами, и еще две – вообще без шипов.

Рабочий стол по мотивам Рона Полка (часть 1)

Меняем обгонную фрезу на кромочную калевочную (с радиусом 3 мм (1/8 дюйма).

Рабочий стол по мотивам Рона Полка (часть 1)

И скругляем ей острые кромки, заодно убирая «бахрому», оставшуюся после использования сгоревшей обгонной фрезы.

Рабочий стол по мотивам Рона Полка (часть 1)

Получается как-то вот так. Тут, кстати, видно насколько наши будущие козлы шире стандартных – практически вдвое шире.

Рабочий стол по мотивам Рона Полка (часть 1)

Поверхность шлифуем ручной орбитальной шлифмашинкой. Начинаем со 100 грит

Рабочий стол по мотивам Рона Полка (часть 1)

Потом все трещины, выпавшие сучки и прогнившие места заливаем эпокси. Так же поступаем с дырками от саморезов, жуков короедов и прочих дятлов.

Рабочий стол по мотивам Рона Полка (часть 1)

Пока смола застывает, берем нейлоновую такелажную стропу (рассчитанную на полторы тонны нагрузки), и режем ее на кусочки (длину можно прикинуть по фото, линейка – дюймовая)

Рабочий стол по мотивам Рона Полка (часть 1)

И отрезанные кромки опаливаем огнем на газовой зажигалке.

Рабочий стол по мотивам Рона Полка (часть 1)

С внутренней стороны крепим стропу с помощью саморезов и шайб для листового металла – это будут наши петли.

Рабочий стол по мотивам Рона Полка (часть 1)

Так же крепим петли к второй половине. Тут главное не перепутать внешнюю поверхность заготовок с внутренней, и соединить деталь с шипами с деталью без шипов.

Рабочий стол по мотивам Рона Полка (часть 1)

Более длинными отрезками стропы настраиваем максимальный разлет – на этом этапе также калибруется высота будущего стола (добавить толщину столешницы, ибо она уже известна, и толщину резиновых прокладок на ножки)

Рабочий стол по мотивам Рона Полка (часть 1)

Вот этих самых прокладок. Работать будем на бетонном полу, так что не повредит.

Рабочий стол по мотивам Рона Полка (часть 1)

Внешний осмотр готовых козел, проверка и окончательная калибровка и высоты.

Рабочий стол по мотивам Рона Полка (часть 1)

Тут небольшой спойлер – использована изготовленная за кадром деталь нижней панели столешницы. Как ее сделали, я расскажу в следующем посте, а пока мы ее используем для того чтобы выставить козлы на нужном рассоянии друг от друга.

Рабочий стол по мотивам Рона Полка (часть 1)

Нарезаем узкие полоски фанеры («рейки») – это ребра жесткости для полки. Сама полка – это просто полоса фанеры толщиной 60 см. Пока не отрезанная по длине – длину еще предстоит выяснить.

Рабочий стол по мотивам Рона Полка (часть 1)

На рейках размечаем места под саморезы и сверлим отверстия под косой шуруп.

Рабочий стол по мотивам Рона Полка (часть 1)

Закрепляем на косые шурупы внешнее ребро с одного конца…

Рабочий стол по мотивам Рона Полка (часть 1)

На месте размечаем положение второго ребра (чтобы легло на козлы при натянутых стропах) и тоже закрепляем

Рабочий стол по мотивам Рона Полка (часть 1)

Укладываем полку на место – и пока не убежала делаем разметку с другого конца

Рабочий стол по мотивам Рона Полка (часть 1)

Отпиливаем полку по длине.

Рабочий стол по мотивам Рона Полка (часть 1)

И крепим по разметке ребра жесткости

Рабочий стол по мотивам Рона Полка (часть 1)

Добавляем между ними стяжку – она будет служить шипом, фиксируя полку в специально подготовленных пазах

Рабочий стол по мотивам Рона Полка (часть 1)

Выпиливаем по размеру продольные ребра жесткости (они чуть толще поперечных для обеспечения большей грузоподъемности полки). Так же размечаем и сверлим отверстия под косой шуруп. Кстати, на заднем плане видно ветродуйку для листьев, которую я приспособил для сдувания пыли и опилок – пока не решена проблема с пылеудалением. Понятно что работать приходится в респираторе ((((

Рабочий стол по мотивам Рона Полка (часть 1)

Отрезаем уголки – для более красивого сопряжения с поперечными ребрами. Тут кстати опять спойлер к части про столешницу – торцовка установлена в специальное гнездо встроенное в столешницу. Этой фичи не было в оригинальном чертеже, это уже отсебятина.

Рабочий стол по мотивам Рона Полка (часть 1)

Вытягиваем полку на струбцинах вдоль двух брусков – чтобы убрать все перекосы – и закрепляем продольные ребра жесткости. Кстати, при сборке этого стола я не использую клей, потому как его планируется далее еще долго доводить до ума – многократно собирать и разбирать. Так что все на саморезах.

Рабочий стол по мотивам Рона Полка (часть 1)

Ну и выпиливаем в козлах тот самый паз, в котором будет сидеть планка на нижней поверхности полки.

Рабочий стол по мотивам Рона Полка (часть 1)

Собираем, смотрим чтобы не было перекосов.

Рабочий стол по мотивам Рона Полка (часть 1)

Проверяем, что столешница встанет как надо – на оба шипа (хотя тут показан один)

Рабочий стол по мотивам Рона Полка (часть 1)

Снимаем полку и шпаклюем все дырки и трещины (фанера третьего сорта, помним, да?)

Рабочий стол по мотивам Рона Полка (часть 1)

Еще раз шкурим мелкой шкуркой –грит 220. Для проработки уголков используем «утюжок».

Рабочий стол по мотивам Рона Полка (часть 1)

Сосну нельзя красить просто так насухую. У нее крупные поры, а сразу после шлифовки еще и волокна подымаются дыбом – краска ляжет неровно. Поэтому наносим кондиционер. Ага, я тоже раньше думал что кондиционер – это такая фигня, которая дует холодным воздухом. Ну еще, будучи мужем кудрявой блондинки и отцом кудрявой блондинки, был просвещен, что кондиционер – это еще и какая-то фигня, которой они мажут волосы после помывки, типа не так лохмато получается. А вот тут выяснил, что сосна тоже ведет себя как блондинка. Тоже надо ей лохматость снизить. Кондиционер – это что-то типа раствора то ли масла то ли воска в минеральном спирте, жутко пахнет (так что работаем в маске и проветриваемся) и высыхая оставляет пленку, затыкающую все поры.

Рабочий стол по мотивам Рона Полка (часть 1)

Той же обработке подвергаем козлы. С них удаляем нижние растяжки из строп, верхние пока оставляем – а то все нафиг перепутаем. Они испачкаются, но короткие отрезки заменить будет нетрудно.

Рабочий стол по мотивам Рона Полка (часть 1)

Сушим после кондиционирования – около двух часов в неотапливаемом помещении. Если теплее – то время нужно уменьшить, а то пленка совсем схватится, будем потом краской возюкать как по глянцевой бумаге – тоже совсем не торт.

Рабочий стол по мотивам Рона Полка (часть 1)

Ну и нижнюю поверхность полки тоже кондиционируем. Там тоже нужно лохматость убрать.

Рабочий стол по мотивам Рона Полка (часть 1)

Краску используем гелевую. Цвет – американский орех. Выглядит как говно, а пахнет еще хуже.

Рабочий стол по мотивам Рона Полка (часть 1)

Но при размазывании по поверхности старой майкой дает равномерную окраску (без кондиционера – неравномерную, все идет пятнами и остаются катышки как угри у прыщавого подростка, так что не пытайтесь даже!). Конечно нифига не похоже на орех… Скорее старый дуб, но текстура слишком крупновата для дуба, но цвет похож… Короче сосна, крашенная под дуб.

Рабочий стол по мотивам Рона Полка (часть 1)

Разница между окрашенной и неокрашенной деталью видна невооруженным глазом. Конечно, мы же не слепые и не дальтоники ))))

Рабочий стол по мотивам Рона Полка (часть 1)

Полку туда же. Легким движением руки сосновая фанерка превращается… сосновая фанерка превращается…

Рабочий стол по мотивам Рона Полка (часть 1)

превращается сосновая фанерка… В элегантную дубовую панель… (ага, так мы и поверили)

Рабочий стол по мотивам Рона Полка (часть 1)

Покрываем полиуретановым лаком, сушим, шкурим шкуркой на 320.

Рабочий стол по мотивам Рона Полка (часть 1)

И покрываем лаком еще раз. Лак полиуретановый быстросохнущий, бесцветный, матовый, между слоями – два часа. Наносим разливая по поверхности и растирая старой майкой (четыре майки извел на проект!)

Рабочий стол по мотивам Рона Полка (часть 1)

То же действо выполняем с козлами. Когда лак высохнет – ставим на место «фурнитуру» - растяжки из нейлоновой стропы.

Рабочий стол по мотивам Рона Полка (часть 1)

Ставим козлы на место, проверяем не появились ли перекосы.

Рабочий стол по мотивам Рона Полка (часть 1)

И устанавливаем полку.

Рабочий стол по мотивам Рона Полка (часть 1)

Испытываем полку на прочность. Самый тяжелый инструмент который там будет жить – это рейсмус DW735 весом примерно 35 кг. Как видим, нагрузку держит. Я кстати сам тоже садился на полку, а мой вес – около 80 кг.

Рабочий стол по мотивам Рона Полка (часть 1)

Ну и в последнем кадре – зум на рейсмус, ибо это мой подарок на новый год от любимой супруги. Не удержался, распаковал пораньше – вот хвастаюсь! Мужики, воспитывайте своих жен правильно, и они будут вам дарить правильные подарки!

Рабочий стол по мотивам Рона Полка (часть 1)

Подписывайтесь на наш канал