LoLKeK Me
История обозначение на оружии отметок о победах насчитывает не одно тысячелетие. Не осталась в стороне от этого и авиация.
Символические отметки о победе в воздухе ввели в обиход пилоты Первой Мировой войны.

Рассмотрим как выглядели обозначение побед в авиации воюющих стран во Второй Мировой войне.

"Звёздочки" на бортах или другие отметки воздушных побед во Второй Мировой войне

Германия

В ходе гражданской войны в Испании немецкие пилоты Легиона Кондор начали обозначать свои воздушные победы так называемыми марками – абшуссенбалками, представлявшими собой белые прямоугольники, расположенные на киле. С началом Второй Мировой войны эта практика быстро распространилась на все истребительные части Люфтваффе. Но отметки о победах переехали на руль направления – т.к. на киле были нанесены опознавательные знаки - свастика.

Наряду с белыми рисовали чёрные, красные, жёлтые отметки. Скорее всего, это было вызвано наличием или отсутствием определённой краски.


"Звёздочки" на бортах или другие отметки воздушных побед во Второй Мировой войне

Во время войны во Франции над марками начали изображать опознавательные знаки сбитых вражеских машин. Кроме этого могли указываться и дата воздушного боя и тип сбитого самолёта противника. Некоторые лётчики рисовали не прямоугольники, а стрелки.

"Звёздочки" на бортах или другие отметки воздушных побед во Второй Мировой войне

Во время Битвы за Англию и в начальный период Великой Отечественной войны руля поворота перестало хватать. Наиболее результативные асы стали отмечать свои победы в виде эмблем с цифрой сбитых. Число это обычно было круглым (40, 50, 100,…) и обрамлялось венком из дубовых листьев. Часто при таком обозначении присутствовал Железный крест, орденские ленты и опознавательные знаки сбитых машин. Если лётчик награждался Железным крестом с дубовыми листьями, то цифра внутри эмблемы могла быть и не круглой.

"Звёздочки" на бортах или другие отметки воздушных побед во Второй Мировой войне

немцы

"Звёздочки" на бортах или другие отметки воздушных побед во Второй Мировой войне

К середине 1943 г. ВВС Германии начали утрачивать господство в воздухе на всех фронтах. В связи с этим начало уменьшаться количество ярких эмблем, всевозможных декоративных элементов в окраске, т.к. обладатель такого камуфляжа сразу бы привлёк внимание противника. Именно с этого периода наметился спад в нанесении абшуссенбалок.
К концу 1944 г. марки и вовсе исчезли. Господство в воздухе полностью перешло к союзникам и немцам стало не до этого. Асы стали маскироваться под рядовых лётчиков.


"Звёздочки" на бортах или другие отметки воздушных побед во Второй Мировой войне

немцы

"Звёздочки" на бортах или другие отметки воздушных побед во Второй Мировой войне

немцы

"Звёздочки" на бортах или другие отметки воздушных побед во Второй Мировой войне

немцы

"Звёздочки" на бортах или другие отметки воздушных побед во Второй Мировой войне

немцы

"Звёздочки" на бортах или другие отметки воздушных побед во Второй Мировой войне

немцы

"Звёздочки" на бортах или другие отметки воздушных побед во Второй Мировой войне

немцы

"Звёздочки" на бортах или другие отметки воздушных побед во Второй Мировой войне

немцы

"Звёздочки" на бортах или другие отметки воздушных побед во Второй Мировой войне

немцы

"Звёздочки" на бортах или другие отметки воздушных побед во Второй Мировой войне

немцы

"Звёздочки" на бортах или другие отметки воздушных побед во Второй Мировой войне

немцы

"Звёздочки" на бортах или другие отметки воздушных побед во Второй Мировой войне

Финляндия

В период Зимней войны (1939-40 гг.) финские лётчики никак не обозначали свои победы. Но после её окончания Массинен из LeLv 28 нарисовал звезду на хвосте своего MS406. Прапорщик Пюётсия из LeLv 24 нарисовал 4 с половиной победы на хвосте своего Fokker-а D.XXI.


"Звёздочки" на бортах или другие отметки воздушных побед во Второй Мировой войне

В первые месяцы Великой Отечественной войны обозначения побед в воздушных боях стало массовым явлением. В отличие от немцев финны наносили отметки отличающиеся друг от друга.

Обозначения были как в виде белых или жёлтых прямоугольников, которые располагались на руле поворота и могли быть расположены как вертикально, так и горизонтально. Некоторые лётчики варьировали цвета отметок в зависимости от типа сбитой машины. Так прапорщик Туоминен, например, обозначал бомбардировщик белым цветом, черный с белой окантовкой – истребитель, синий с белой окантовкой – гидросамолет.


"Звёздочки" на бортах или другие отметки воздушных побед во Второй Мировой войне

Зимой 1941-42 гг. в практику финских ВВС были внедрены вместо марок белые силуэты самолётов (вид спереди). Сбоку от него указывалась дата победы. Групповая победа обозначалась половинкой силуэта.

Весной 1942 г. снова в обиход вошли отметки аналогичные немецким абшуссенбалкам, которые в итоге вытеснили все другие виды отметок побед.


"Звёздочки" на бортах или другие отметки воздушных побед во Второй Мировой войне

Особняком стоит майор Луукканен – он обозначил 17 своих побед 17-тью эмблемами в виде этикеток от пива Карелия, которые разместил на киле своего истребителя.

"Звёздочки" на бортах или другие отметки воздушных побед во Второй Мировой войне

Ещё один вид отметок – горизонтальные марки, расположенные на передней кромке киля начиная снизу. Длинная отметка – индивидуальная победа, короткая – групповая.

Особняком стоят две авиагруппы (LeLv 32 и LeLv 34), которые никогда не наносили отметки о воздушных победах.

Начиная с 1943 г. в финских ВВС стали редкостью любые рисунки, эмблемы. К 1944 г. они полностью исчезли - господство в воздухе в этот период безраздельно перешло к Советским ВВС.


"Звёздочки" на бортах или другие отметки воздушных побед во Второй Мировой войне

Япония

Первые обозначения воздушных побед появились в армейской авиации в середине тридцатых годов во время войны с Китаем. Авиация флота ввела их несколько позднее.

Летом 1937 г. Татео Като стал первым асом, который украсил левый борт своего истребителя символическим обозначением сбитых машин противника. Это были стилизованные крылья птицы.


"Звёздочки" на бортах или другие отметки воздушных побед во Второй Мировой войне

Обозначения побед в виде опознавательных знаков противника впервые появились в ходе боёв за Халхин-Гол.

"Звёздочки" на бортах или другие отметки воздушных побед во Второй Мировой войне

В 1943 г. отметки о победах стали исчезать с флотских машин. В ВВС армии эта практика продолжалась, но в очень ограниченных масштабах.
Однако с 1944 г. ВВС флота вновь вернулись к обозначениям побед на своих истребителях.

Они зависели от предпочтений конкретного командира конкретного подразделения. Среди них встречаются цветы сакуры разной расцветки и степени стилизации (стандартное обозначение побед в ВВС флота). Располагались они, как правило, на киле, значительно реже на фюзеляже.


"Звёздочки" на бортах или другие отметки воздушных побед во Второй Мировой войне

Ещё одним из обозначений о победе была стилизованная птица, вписанная в окружность. Использовалась данная эмблема в небе Китая в период 1940-41 гг.
Армейские лётчики наносили обозначение победы в виде птичьего крыла.
802 кокутай наносил эмблему о победе в виде красного топора.


"Звёздочки" на бортах или другие отметки воздушных побед во Второй Мировой войне

Кроме несвязанных с авиацией символов использовались опознавательные знаки противника. Иногда их перечёркивали стрелой. Этот тип отметок о победах стал стандартным для морских кокутаев ПВО Японской империи.

"Звёздочки" на бортах или другие отметки воздушных побед во Второй Мировой войне

Среди ВВС армии были распространены в качестве отметок силуэты вражеских машин белого, красного или чёрного цвета.

Полки ПВО рисовали стилизованные крылья с надписями о типе сбитой машины в центре или изображение американского орла в различных исполнениях.


"Звёздочки" на бортах или другие отметки воздушных побед во Второй Мировой войне

японцы

"Звёздочки" на бортах или другие отметки воздушных побед во Второй Мировой войне

японцы

"Звёздочки" на бортах или другие отметки воздушных побед во Второй Мировой войне

японцы

"Звёздочки" на бортах или другие отметки воздушных побед во Второй Мировой войне

Венгрия

В ВВС этой страны отметки о победах применялись очень широко. Обозначения были в немеуком стиле: абшуссенбалка, абшуссенбалка с опознавательным знаком, абшуссенбалка с силуэтом сбитой машины.

Италия

Первые обозначения побед в итальянских ВВС появились в 1942 г. Они представляли из себя силуэт сбитой машины.


"Звёздочки" на бортах или другие отметки воздушных побед во Второй Мировой войне

Франция

Французские лётчики никак не отмечали свои победы. Несмотря на то, что страна вела войну с 1939 г. отметки о победах не наносились. Положение изменилось с 1944 г., когда началось освобождение их страны. Французы наносили отметки о победах в англо-американском стиле. Не было принято отмечать победы одержанные в период 1939-40 гг.


"Звёздочки" на бортах или другие отметки воздушных побед во Второй Мировой войне

Англия и США

Несмотря на то, что Великобритания вступила в войну в 1939 г. отметки о победах на самолётах начали появляться только в 1940 г. Но эта практика была нераспространенна. Лишь с 1942 г. ситуация изменилась и это стало распространённым явлением. Первые обозначения о победах на самолётах США появились только в январе 1942 г.

Традиционным обозначением победы в этих странах стал знак национальной принадлежности противника.


"Звёздочки" на бортах или другие отметки воздушных побед во Второй Мировой войне

Были следующие варианты:
Кресты. Которые были черные, белые, черные с белой окантовкой, на фоне круга или прямоугольника. Редко можно было увидеть в качестве символа победы Железный крест периода Первой мировой войны.


"Звёздочки" на бортах или другие отметки воздушных побед во Второй Мировой войне

Свастика. Обозначение победы в этом случае могло быть прямым и наклонным. Тут есть национальные различия. Англичане рисовали только свастику, а американцы помещали её в круг или прямоугольник.

"Звёздочки" на бортах или другие отметки воздушных побед во Второй Мировой войне

Флаг Германии. Использовались только лётчиками США.

"Звёздочки" на бортах или другие отметки воздушных побед во Второй Мировой войне

Итальянский знак (круг с тремя топорами – фасциями). Были различные вариации.

Вопросительный знак в качестве отметки о победе показывал, что не была определена национальная принадлежность сбитой машины – итальянская или немецкая.

Красный круг – хиномару – использовался крайне редко.



"Звёздочки" на бортах или другие отметки воздушных побед во Второй Мировой войне

Чаще использовался японский флаг. При этом было два варианта: государственный флаг Японии или военно-морской. Оба этих флага могли изображаться в разном стиле. Красно-белая кокарда, символизирующая японский флаг, встречалась у англичан.

"Звёздочки" на бортах или другие отметки воздушных побед во Второй Мировой войне

Некоторые лётчики рисовали силуэты самолётов, а также выше описанные обозначения, но пробитые стрелой. Сбитые Фау-1 обозначались, как правило, изображением этой крылатой ракеты, наложенным на свастику или перечёркнутым.

В большинстве случаев отметки о победах в ВВС Англии и США наносили на борту кабины или непосредственно перед ней. В редких случаях отметки наносились на хвостовой части.


"Звёздочки" на бортах или другие отметки воздушных побед во Второй Мировой войне

Англия и США

"Звёздочки" на бортах или другие отметки воздушных побед во Второй Мировой войне

Англия и США

"Звёздочки" на бортах или другие отметки воздушных побед во Второй Мировой войне

СССР

В Советском Союзе символом победы в воздушном бою стала красная пятиконечная звёздочка.

На первом этапе войны в ВВС РККА победы в воздухе не отображались на машинах. Отметки начали появляться только в конце весны 1942 г.


"Звёздочки" на бортах или другие отметки воздушных побед во Второй Мировой войне

Появление новой традиции привело к тому, что 7 сентября 1942 г. в ВВС РККА был выпущен приказ об обозначениях побед по Истребительной авиации ПВО. 9 сентября этого же года командующий ИА ПВО генерал Осипенко утвердил соответствующее Положение. В этих документах содержится информация о том, как наносились звёздочки в авиации ПВО.

"Звёздочки" на бортах или другие отметки воздушных побед во Второй Мировой войне

Наибольшее распространение получило отражение только индивидуальных побед. Звёздочки имели традиционный красный цвет, возможны случаи белой окантовки. Иногда звездочки были белыми.

В ряде случаев индивидуальные и групповые победы обозначались различно. Красные звездочки это индивидуальная победа, а белая или жёлтая – групповая.


"Звёздочки" на бортах или другие отметки воздушных побед во Второй Мировой войне

Выбор места расположения отметок отличался большим разнообразием. Чаще всего звездочки расположены на левом борту - т.к. в истребитель садились слева. Но на Р-39 Аэрокборе рисовали справа. Левая дверца этого истребителя открывалась только при аварийном покидании машины в воздухе, а на земле в машину садились через правую дверь. Довольно часто на этих американских машинах звездочки рисовали с обоих бортов.

"Звёздочки" на бортах или другие отметки воздушных побед во Второй Мировой войне

Для звёздочек выбирали самые разные участки самолёта от носа до киля. На киле, как правило, рисовали отметки побед лётчики авиации Черноморского и Северного флотов.

"Звёздочки" на бортах или другие отметки воздушных побед во Второй Мировой войне

Иногда для большей заметности на машине звёздочки рисовались на фоне прямоугольника красного цвета. Официально это было принято в 7 Воздушной Армии. В приказе говорилось, что : длина «доски» равна 50 см, ширина 25 см. «Доску, на которой будут писаться звёздочки ограничить по указанной ширине и длине белой окантовкой шириной 1 см.»

"Звёздочки" на бортах или другие отметки воздушных побед во Второй Мировой войне

Крайне редкой в ВВС СССР была фиксация побед в виде цифр или надписей.
Но не только истребители сбивали врага. Точно также отметки о победах в виде звёздочек наносили и бомбардировщики с штурмовиками.


"Звёздочки" на бортах или другие отметки воздушных побед во Второй Мировой войне

В Авиации Дальнего Действия было принято отмечать бомбовые удары по целям в стратегическом тылу противника. Во 2 ГвАК АДД с 1943 г. рисовали белый контур бомбы, в котором иногда писали название города подвергшегося бомбардировке. Пилоты морской авиации изображали силуэты кораблей белой или жёлтой краской. Их располагали под кабиной или на киле. Иногда победы отмечались как у подводников – цифрой вписанной в звезду.

"Звёздочки" на бортах или другие отметки воздушных побед во Второй Мировой войне

Кроме этого в Советских ВВС существовал и прямо противоположный подход - полное отсутствие отметок на борту. Такие лётчики считали, что противнику не стоит демонстрировать кто находится перед врагом – новичок или ас. К таким воздушным бойцам относились Покрышкин (который позировал на фоне Аэрокобры Речкалова), Ворожейкин, Евстигнеев.

"Звёздочки" на бортах или другие отметки воздушных побед во Второй Мировой войне

СССР

"Звёздочки" на бортах или другие отметки воздушных побед во Второй Мировой войне

СССР

"Звёздочки" на бортах или другие отметки воздушных побед во Второй Мировой войне

СССР

"Звёздочки" на бортах или другие отметки воздушных побед во Второй Мировой войне

СССР

"Звёздочки" на бортах или другие отметки воздушных побед во Второй Мировой войне

СССР

"Звёздочки" на бортах или другие отметки воздушных побед во Второй Мировой войне

СССР

"Звёздочки" на бортах или другие отметки воздушных побед во Второй Мировой войне

СССР

"Звёздочки" на бортах или другие отметки воздушных побед во Второй Мировой войне

СССР

"Звёздочки" на бортах или другие отметки воздушных побед во Второй Мировой войне

СССР

"Звёздочки" на бортах или другие отметки воздушных побед во Второй Мировой войне

СССР

"Звёздочки" на бортах или другие отметки воздушных побед во Второй Мировой войне

СССР

"Звёздочки" на бортах или другие отметки воздушных побед во Второй Мировой войне

СССР

"Звёздочки" на бортах или другие отметки воздушных побед во Второй Мировой войне

СССР

"Звёздочки" на бортах или другие отметки воздушных побед во Второй Мировой войне

СССР

"Звёздочки" на бортах или другие отметки воздушных побед во Второй Мировой войне

На этом всё

"Звёздочки" на бортах или другие отметки воздушных побед во Второй Мировой войне

Подписывайтесь на наш канал