Фотолента поста - На машине сквозь время: история успеха «Назад в будущее»

Автор: Jus, 23.10.2018 - 09:42

Как создавалась одна из главных трилогий нашей вселенной.

Фильмы-долгострои в Голливуде не редкость. Многообещающий сценарий может попасть в поле зрения ведущих сотрудников киностудий, но провести годы в производственном аду.

Схожая история случилась и с культовым фильмом «Назад в будущее». Если сейчас приключения Марти МакФлая считаются классикой, то в начале 80-х годов их создатели — Роберт Земекис и Боб Гейл — получили не один отказ от студийных боссов на предложение экранизации сценария.

Разбираемся, как фильм всё-таки был снят и при чём здесь Стивен Спилберг.

47 фото и с десяток видео via

На машине сквозь время: история успеха «Назад в будущее»

Начало сотрудничества

Встреча Роберта Земекиса и Боба Гейла случилась приблизительно в 1971 году, когда они оба были студентами университета Южной Калифорнии, изучавшими кинопроизводство.

Это учебное заведение — альма-матер многих известных голливудских деятелей. Вместе с Земекисом и Гейлом обучение в нём проходили такие режиссёры, как Джордж Лукас («Звёздные войны») и Джон Карпентер («Хэллоуин», «Нечто»). Ходят слухи, что собрание будущих звёзд индустрии шутливо называли «мафией университета».

Роберт Земекис и Боб Гейл

На машине сквозь время: история успеха «Назад в будущее»

У дуэта Земекиса и Гейла было много общего: оба с детства любили голливудские блокбастеры вроде «Большого побега» и фильмы Джерри Льюиса. Идея сценария для картины о приключениях во времени сидела в головах друзей все 70-е. Но дальше возможного названия («Профессор Браун путешествует в будущее») дело не шло.

На старших курсах Земекис и Гейл начали писать полноценные совместные сценарии. Земекис также начал снимать короткометражки. Его работа под названием «Поле чести», повествующая о психически больном человеке, впечатлила многих, в том числе и Стивена Спилберга, который через несколько лет заявит о себе на весь мир фильмом «Челюсти».

На машине сквозь время: история успеха «Назад в будущее»

Первыми работами Земекиса и Гейла в большом мире кинобизнеса стали сценарии для не самых рейтинговых ТВ-сериалов: Kolchak: The Night Stalker и Get Christie Love!.

Компания Universal даже предлагала друзьям семилетний контракт на написание сюжетов для телевидения с годовым окладом в 50 тысяч долларов. Роберту и Бобу такая сумма денег казалась невероятной, но сделка не состоялась.

Земекис и Гейл общались со сценаристами различных ТВ-шоу и все они казались людьми, не слишком любящими свою работу.

Один из сценаристов сказал нам, что единственная причина, по которой он занимается этим делом — деньги, дающие возможность неплохо жить. Мы же хотели снимать хорошие фильмы и наслаждаться процессом.
Роберт Земекис
режиссёр и сценарист


После этого Земекис и Гейл некоторое время вплотную работали со Стивеном Спилбергом. Можно сказать, что для пары друзей он стал наставником.

Спилберг продюсировал дебютный фильм Земекиса — картину «Я хочу держать тебя за руку» для студии Universal, снятую в 1978 году.

Кадр из фильма «Я хочу держать тебя за руку»

На машине сквозь время: история успеха «Назад в будущее»

Земекис и Гейл написали сценарий для «1941» — комедии в декорациях Второй мировой войны, которую поставил сам Спилберг в 1979 году. Ведущими актёрами фильма были Джон Белуши и Дэн Акройд. Однако не всё шло гладко.

Кадр из фильма «1941»

На машине сквозь время: история успеха «Назад в будущее»

Картина «Я хочу держать тебя за руку» получила положительные отзывы студийных боссов во время тестовых показов, но провалилась в прокате. Фильм «1941» и вовсе считается одним из худших проектов в обширной фильмографии Стивена Спилберга, согласно оценкам пользователей на IMDb и «КиноПоиске».

История повторилась и с фильмом для студии Columbia — «Подержанные автомобили» 1980 года, которую вновь продюсировал Спилберг. Комедия удостоилась великолепных отзывов на внутренних демонстрациях, но не смогла заработать хороших денег в прокате.

Возможно, причиной провала послужило странное расписание выпуска картины: в одной части США фильм демонстрировался в середине июля, а в другой — с середины августа. Для Земекиса и Гейла скромные заработки картины стали огромным разочарованием. Но именно в этот период времени родилась идея, которая через несколько лет станет фильмом «Назад в будущее».

Кадр из фильма «Подержанные автомобили»

На машине сквозь время: история успеха «Назад в будущее»

Студийные отказы

Во время промо-тура фильма «Подержанные автомобили» Боб Гейл навестил свой родной город Сент-Луис. Ему на глаза попался школьный фотоальбом отца, в котором Гейл-старший был запечатлён как глава выпускного класса. Боб попытался представить родителя в качестве старосты своего выпускного класса и задался вопросом: «А смог бы я подружиться с ним, если бы мы учились вместе?».

Гейл поделился своими мыслями с Земекисом, выдвинувшим идею о матери, которая начинала приставать к своему сыну из будущего, и они начали работать над сценарием.

Первый черновик истории авторы отправили в Columbia Pictures, пост президента которой тогда занимал Фрэнк Прайс. Ему понравился фильм «Подержанные автомобили», и он был более чем рад помочь молодым киноделам со следующим проектом. В сентябре 1980 года стороны подписали контракт на разработку полноценного сценария.

Фрэнк Прайс в документальном фильме Back In Time

На машине сквозь время: история успеха «Назад в будущее»

Но реакция остальных участников Columbia на задумку была не такой позитивной. Планы студии поменялись, и Земекис с Гейлом начали искать новый дом для киноадаптации своей истории.

После неприятности с Columbia друзья обошли все киностудии Голливуда и получили около 40 отказов. Причины были самые разные. Кто-то из руководителей считал, что фильмы про путешествия во времени не зарабатывают много денег в прокате. Другие не хотели принимать сценарий из-за ярко выраженного семейного юмора. Тогда в моде были взрослые комедии с рейтингом R, собиравшие хорошую кассу в прокате, такие как Porky. Земекису и Гейлу советовали отправиться к Disney, ведь именно она занималась семейными фильмами.

Но в Disney от истории также отказались. Руководителям не понравилась сцена из финала, в которой мама главного героя целует своего сына. По их словам, фильм пропагандировал инцест, что, конечно же, было неприемлемо для компании.

На машине сквозь время: история успеха «Назад в будущее»

Стивен Спилберг выражал заинтересованность в адаптации сценария с самого начала, но время для новой попытки сотрудничества было не самое удачное.

Мы боялись, что если очередной совместный со Спилбергом проект провалится, то нас никто больше не наймёт. Мы станем теми ребятами, которые могут работать лишь над проектами, которые проталкивает Стив.
Роберт Земекис
режиссёр и сценарист


Другими словами, Земекису (или Гейлу) требовался успешный самостоятельный фильм. Картина «Роман с камнем» 1984 года стала тем самым успехом. Приключенческая комедия Роберта Земекиса собрала неплохую кассу (более 100 миллионов долларов) при не самом большом бюджете (около 20 миллионов).

Говорят, что Майкл Дуглас — главная звезда картины — остался под впечатлением от работы режиссёра в «Подержанных автомобилях» и настоял на том, чтобы именно он взялся за «Роман с камнем».

Кадр из фильма «Роман с камнем»

На машине сквозь время: история успеха «Назад в будущее»

После этого Земекис мог не бояться остаться в тени своего «ментора», ставшего уже почти культовым режиссёром после выхода фильма «Инопланетянин».

Amblin Entertainment, компания Спилберга, моментально взяла проект под своё крыло. Продюсерами также выступили Кэтлин Кеннеди (сейчас отвечает за «Звёздные войны») и Фрэнк Маршалл.

Логотип компании

На машине сквозь время: история успеха «Назад в будущее»

Однако основные права на скрипт всё равно оставались у Columbia, которая не хотела давать старт съёмкам. Всё изменилось после одного интересного события.

Студия занималась производством картины «Большие неприятности». В процессе работы выяснилось, что сюжет фильма сильно похож на сценарий классической ленты «Двойная страховка». Columbia требовалось получить разрешение на продолжение съёмок у владельцев оригинала — студии Universal.

Без этого фильма мы бы, возможно, не увидели «Назад в будущее»

На машине сквозь время: история успеха «Назад в будущее»

Руководители Columbia обратились к одному из главных людей Universal — Фрэнку Прайсу — с целью решить все юридические вопросы. А Прайс (экс-глава Columbia) всё ещё был заинтересован в экранизации «Назад в будущее».

Состоялся обмен правами на интеллектуальную собственность. Сценарий Земекиса и Гейла, наконец, нашёл свой дом под крышей Universal.

На машине сквозь время: история успеха «Назад в будущее»

Изменения сценария

Несмотря на то, что основная канва истории (путешествие из 1985 года в 1955 год и обратно) была определена с самого начала, некоторые детали ранних вариантов сценария заметно отличались от итогового результата.

Изначально, устройством для перемещения во времени должен был стать аппарат, очень похожий на холодильник. Для прыжка в другой год устройство следовало зарядить энергией от ядерного взрыва. В сценарии фигурировало и место для проведения подобных испытаний.

В конце концов Земекису пришла идея с настоящим автомобилем. Такая машина времени выглядела намного круче, а реализация задумки не требовала финансовых затрат, сопоставимых с арендой ядерного полигона.

На машине сквозь время: история успеха «Назад в будущее»

Отец главного героя — Джордж МакФлай — должен был стать боксёром в конце фильма. Изобретения доктора Брауна, сделанные с помощью Марти в 1955 году, серьёзно меняли 1985 год — мир становился более футуристичен.

Сидни Шайнберг, один из студийных боссов, принимал активное участие в корректировке сценария. Некоторые из его правок попали в итоговый вариант: имя мамы главного героя сменилось с Мег на Лорейн, профессор Браун стал доком Брауном, а его домашним животным теперь была собака вместо шимпанзе.

Однако помнят его за другую инициативу.

Шайнберг настаивал на изменении названия фильма. Вариант «Космонавт с планеты Плутон» представлялся ему более выигрышным, чем «Назад в будущее».

Письмо Шайнберга с предложениями

На машине сквозь время: история успеха «Назад в будущее»

Спилбергу пришлось вступиться за своих коллег и настоять на сохранении оригинального названия. Он написал Шайнбергу письмо, в котором поблагодарил коллегу за мысли, над которыми посмеялся весь отдел, и попросил присылать больше подобных идей.

Машина

После решения использовать автомобиль в качестве машины времени, встал вопрос о выборе марки транспорта. Земекис и Гейл остановились на DeLorean DMC-12.

Машина была создана американским автомобильным магнатом Джоном ДеЛорианом, известным своими любовными похождениями и нарушениями корпоративных правил. После увольнения из General Motors, скандальный бизнесмен основал свою автомобильную фирму, которая производила спорткары ценовой категории между Chevrolet Corvette и Porsche 911.

Работа над собственной машиной стоила ДеЛориану всего: карьеры, репутации и денег. Выпуск DeLorean продолжался с 1981 по 1983 год. Всего было собрано около девяти тысяч экземпляров, многие из которых можно найти и в наше время по цене в 15-25 тысяч долларов. Модифицированные для фильма версии, понятное дело, стоят намного дороже.

Джон ДеЛориан и его творение

На машине сквозь время: история успеха «Назад в будущее»

Иронично, что культовый статус автомобиль получил через несколько лет после завершения производства. Получить «роль» в кино DeLorean помог его устаревший дизайн, напоминающий космический корабль, и статус машины «вне закона», приобретённый после ареста Джона ДеЛориана по подозрению в контрабанде наркотиков в 1982 году.

В процессе производства Бобу Гейлу предлагали заменить машину на Ford Mustang, обещая неплохие доходы от рекламы. В ответ на это сценарист произнёс ставшую легендарной фразу: «Док Браун не ездит на чёртовом мустанге!».

Кастинг

Самая знаменитая история, связанная с актёрами «Назад в будущее», касается замены главного актёра после нескольких недель съёмок. Первоначальным выбором Земекиса и Гейла на роль Марти МакФлая был Майкл Джей Фокс. Но актёр был занят съёмками в сериале «Семейные узы».

На главную роль, не без влияния уже упомянутого Сидни Шайнберга, был утверждён Эрик Столц. Молодой актёр получил много положительных отзывов о своей игре в фильме «Маска» и находился в статусе будущей большой звезды Голливуда.

На машине сквозь время: история успеха «Назад в будущее»

В сети можно найти байки об актёрских методах Столца. Он требовал, чтобы съёмочная группа обращалась к нему по имени персонажа. В его личном номере было две комнаты: одна для Эрика, а другая для Марти. Если коллеги окликали актёра по настоящему имени, то Столц игнорировал обращение.

Эрик Кантон, один из продюсеров фильма, тесно общался с Кристофером Ллойдом. По его словам, когда Ллойду сообщили, что Эрика будут менять на другого актёра, тот спросил: «А кто такой Эрик?».

Отказ от использования готового материала стоил студии четырех миллионов долларов. Съёмки возобновились, когда к проекту всё-таки присоединился Майкл Джей Фокс.

На машине сквозь время: история успеха «Назад в будущее»

Так как расписание съёмок «Назад в будущее» было необходимо согласовывать с шоураннерами сериала «Семейные узы», то Фоксу приходилось работать круглыми сутками. Как признавался сам актёр в своей книге Lucky Man, он мог играть персонажа Марти даже во сне. Шутка была недалека от правды.

В 9:30 утра Фокс ехал в студию Paramount на съёмки сериала и работал там до 17:00. В шесть вечера его привозили на площадку «Назад в будущее», где он находился до самого утра. На сон ему оставалось около трёх часов.

Но актёр не жаловался и блестяще выполнил свою работу, воплотив на экране образ персонажа, которого мы все знаем и любим.

На машине сквозь время: история успеха «Назад в будущее»

Кристофер Ллойд также не сразу стал доком Брауном.

Земекис и Гейл рассматривали кандидатуры Джона Литгоу и Джеффа Голдблюма, но они оказались заняты в других проектах. Затем роль была предложена Ллойду, но он сомневался, так как хотел принять участие в постановке театральной пьесы. Однако, после прочтения сценария и уговоров со стороны жены, актёр принял предложение.

В своей игре Ллойд черпал вдохновение из образов Альберта Эйнштейна и дирижёра Леопольда Стоковски.

На машине сквозь время: история успеха «Назад в будущее»

Лиа Томпсон была приглашена на кастинг Лорейн МакФлай после фильма «Без тормозов», в котором она играла вместе с Эриком Столцем. Девушка прошла пробы в гриме своей героини из 1985 года и получила роль.

До «Назад в будущее» Томпсон также снималась в рекламных роликах компании Burger King и шоколадных батончиков Twix.

На машине сквозь время: история успеха «Назад в будущее»

Криспин Гловер играл роль Джорджа МакФлая. В поздних интервью Земекис отмечал, что актёра нужно было иногда «держать в узде». Гловер сымпровизировал множество моментов: начиная с манеры подачи диалогов и заканчивая трясущимися руками персонажа.

На машине сквозь время: история успеха «Назад в будущее»

Гловер исполнил роль МакФлая-старшего лишь в первой части трилогии. В сиквеле он был заменён Джеффри Вейсманом. Причиной увольнения, скорее всего, стали деньги. По словам Боба Гейла, актёр запросил гонорар, в два раза превышающий заработок Майкла Джей Фокса. Согласно самому Криспину, в сиквеле ему было предложено менее половины суммы, полученной любым из актёров первого фильма.

Ещё одна причина может скрываться в творческих разногласиях с режиссёром. В интервью 2013 года Гловер сказал, что был не очень доволен концовкой фильма, в которой семейство МакФлай становится богатым.

. Я сказал Земекису, что это не очень хорошая идея, поскольку она портит мораль фильма. Мы словно говорили, что деньги — залог счастья. Мне казалось, что настоящей наградой для персонажей должна стать любовь. После этого Земекис очень сильно разозлился на меня.
Криспин Гловер
актёр


Гловер также был недоволен использованием своего образа персонажа во второй части «Назад в будущее». Он подал в суд и выиграл дело. Этот прецедент заставил Гильдию киноактёров США пересмотреть правила незаконного использования образов актёров в индустрии.

На роль Биффа Таннена был утверждён Томас Уилсон. Делясь воспоминаниями о съёмках, Роберт Земекис говорил, что Уилсон в корне отличался от своего персонажа: такие добрые и открытые люди встречались режиссёру редко.

На машине сквозь время: история успеха «Назад в будущее»

Премьера

Премьера «Назад в будущее» должна была состояться в августе 1985 года. Однако, после ошеломительного успеха тестовых показов, дебютный сеанс был сдвинут на июль. Перед авторами стояла задача закончить пост-продакшн за девять с половиной недель после окончания съёмочного процесса.

Все работы были завершены в срок, и третьего июля 1985 года состоялась торжественная премьера. На мероприятии присутствовали не только журналисты и публика, но и представители королевской семьи — принц Чарльз и принцесса Диана.

На машине сквозь время: история успеха «Назад в будущее»

В документальном фильме Back in Time Майкл Джей Фокс поделился воспоминаниями от встречи с принцессой и рассказал одну историю.

Актёр и принцесса сидели рядом друг с другом. Через некоторое время Фокс почувствовал, что хочет сходить в туалет. Согласно правилам этикета, с членами королевской семьи нельзя начинать разговор первыми, а также нельзя поворачиваться к ним спиной. Так что Фокс оказался в «ловушке» и ему пришлось досматривать фильм до конца, прежде чем посетить уборную.

. Это была ужасная, но, в то же время, прекрасная ситуация.
Майкл Джей Фокс
актёр


«Назад в будущее» стал самым кассовым фильмом 1985 года, собрав 210 миллионов долларов в Америке и 380 миллионов по всему миру при бюджете в 19 миллионов. Позади остались такие картины, как «Рэмбо», «Рокки IV» и «Балбесы», вышедшие в том же году. Совокупные заработки трилогии практически достигли миллиарда долларов.

Фильм удостоился положительных отзывов прессы, получил несколько номинаций на премию «Оскар» (выиграл статуэтку за лучший монтаж звука) и «Золотой Глобус», а также приобрёл культовый статус.

На машине сквозь время: история успеха «Назад в будущее»

Особенности фильма

«Назад в будущее» представляет тот тип картин, которые целиком и полностью завязаны на сюжете. Земекису и Гейлу за годы удалось написать историю, структуру которой не стыдно разбирать и ставить в пример на занятиях по сценарному мастерству.

В фильме логично всё. Даже съёмочный процесс шёл от простого к более сложному: сначала снимались сцены 50-х годов, а лишь потом все события 1985 года. В самом фильме можно найти множество упоминаний о грядущих событиях, что заставляет зрителя пересматривать его раз за разом в поисках новых деталей.

На машине сквозь время: история успеха «Назад в будущее»

В своём фильме Земекис и Гейл доносили до зрителя мысли, которые были не свойственны обществу тех лет. Они подчёркивали отличия между новым поколением и их родителями. Марти мечтает о новой машине и более «крутых» маме и папе, потому что финансовая состоятельность окончательно становится главным фактором успеха среди молодёжи. В фильме даже звучат мысли, что герой мог быть усыновлён.

Дух того времени подчёркивали и увлечения персонажей. Марти использует для съёмки кассеты VHS (а не Betamax), потому что они стоят дешевле и позволяют записать больше материала, пусть и с меньшим качеством.

На машине сквозь время: история успеха «Назад в будущее»

Рок-н-ролл был одним из главных музыкальных направлений 80-х, что также нашло отражение в фильме. С эпизодом исполнения композиции «Johnny B Goode» в 1955 году связано несколько интересных историй.

По слухам, сцена вызвала недовольство организации с говорящим названием Black Pride. Её участники были разочарованы тем фактом, что знаковую композицию темнокожего музыканта исполнил белый человек ещё до официального выхода трека. Они посчитали, что тем самым создатели картины приписали изобретение рок-н-ролла своей культуре.

На машине сквозь время: история успеха «Назад в будущее»

Однако обвинить Земекиса и Гейла в неуважении было бы неправильно. Они на весь мир выразили важную социальную идею, что темнокожий американец может занять серьёзную руководящую должность. В случае фильма — пост мэра города.

Сам же Чак Берри, как автор песни «Johnny B Goode», получил от Universal чек на 50 тысяч долларов за возможность использовать её в картине. Такая огромная сумма подчёркивала культовый для всего жанра статус композиции.

Наследие

Самым заметным наследием первой части являются, конечно же, два сиквела, которые закончили историю приключений Марти и дока Брауна на больших экранах.

Они снимались одновременно и были выпущены в прокат с разницей в несколько месяцев (ноябрь 1989 и май 1990). Оба фильма заработали меньше, чем первая часть, но провальными их назвать нельзя.

На машине сквозь время: история успеха «Назад в будущее»

В последние годы то и дело слышатся разговоры о продолжении или перезапуске. Однако Земекис и Гейл скептично относятся к любому возвращению «Назад в будущее» на экраны, заявляя, что в трёх фильмах они донесли до зрителя все свои идеи.

Но франшиза внесла свой вклад не только в кинематограф.

Книги и комиксы

С 1991 по 1993 год издательство Harvey выпускало комикс-серию по мотивам «Назад в будущее». Она была тесно связана с мультсериалом Back to the Future: The Animated Series канала CBS, выходящего в те же годы.


На машине сквозь время: история успеха «Назад в будущее»

На полки магазинов попало всего семь выпусков комикса. В каждом из них рассказывалась история, связанная с перемещениями во времени. Выпуски со второго по четвёртый основывались на сюжетах мультсериала. Истории остальных номеров были придуманы сценаристами издательства, но в них фигурируют и персонажи мультфильма.

Хронологически действия комикса начинаются после третьего фильма — в 1991 году. Док Браун живёт вместе со своей семьёй неподалёку от Хилл-Вэлли, а Марти учится в колледже и по-прежнему мечтает стать рок-звездой. Док, его сыновья и Марти путешествовали в самые разные места: Римскую империю, Нью-Йорк 20-х годов, эру динозавров.

Визуальный стиль и атмосфера комикса соответствовали мультсериалу. То, что журнал предназначается в первую очередь для детей, становится заметно очень быстро. Рассказываемые сценаристами истории просты, а о последствиях путешествий во времени персонажи не сильно задумываются. Да и Марти с доком, при любой возможности прыгающие в машину времени, не сильно похожи на самих себя из фильмов.

На машине сквозь время: история успеха «Назад в будущее»

С 2015 по 2017 год издательство IDW выпускало линейку комиксов «Назад в будущее». Основная серия включила в себя 25 выпусков. В написании сценариев некоторых из них участвовал Боб Гейл.

Также было подготовлено несколько мини-серий, каждая из которых насчитывала по пять номеров.

На машине сквозь время: история успеха «Назад в будущее»

Комиксы 1991 года концентрировались на путешествиях во времени. Современная же серия обращала основное внимание на персонажей. Особенно это заметно в первых пяти выпусках, рассказывающих десять разных историй. В одной из них док Браун раскрывает тайну его знакомства с Марти, а в другой показано, как в 1955 году Лорейн и Джордж разыскивают внезапно исчезнувшего МакФлая. С шестого выпуска сценарий рассказывает единую историю, которая начинается после окончания третьего фильма.

Серия IDW выделяется приятным визуальным оформлением и хорошей работой с персонажами, в которых моментально узнаются полюбившиеся кинообразы. Если вы хотите выяснить, что случилось с героями после окончания фильмов, то эта серия может стать неплохим вариантом для углублённого знакомства с франшизой.

На машине сквозь время: история успеха «Назад в будущее»

В продаже можно найти несколько книг, связанных с «Назад в будущее». Две из них — неофициальные гайды по франшизе: хронология вселенной и лексический справочник.

Первая книга детально описывает историю вселенной «Назад в будущее» и показывает различия между разными временными линиями. В лексическом справочнике можно найти порядка трёх тысяч описаний всего, что связано со вселенной: персонажей, техники, локаций, изобретений и многого другого.

На машине сквозь время: история успеха «Назад в будущее»

Книга We Don`t Need Roads подробно рассказывает об истории создания франшизы. В её основу легли интервью с Земекисом, Гейлом, актёрами и многими другими людьми, причастными к фильмам

На машине сквозь время: история успеха «Назад в будущее»

В 2015 году, к 30-й годовщине первого фильма, была выпущена визуальная энциклопедия Back to the Future: The Ultimate Visual History.

Страница из энциклопедии Back to the Future: The Ultimate Visual History

На машине сквозь время: история успеха «Назад в будущее»

У трилогии есть несколько новеллизаций. Подробный разбор одной из них несколько лет назад провёл пользователь Tumblr. Из его поста можно сделать вывод, что «произведение по мотивам первого фильма» больше похоже на грубый черновик истории.

Так, в начале книги происходит ядерный взрыв, который убивает некую семью. На следующей странице выясняется, что ядерная катастрофа была показана в фильме, который Марти смотрел в школе. Автор книги также даёт информацию об иностранных террористах, которые нападают на дока Брауна. Он называет их имена, описывает внешность и мысли. И это далеко не все примеры расхождений с фильмом.

Коллекция новеллизаций пользователя flickr по имени Paxton Holley

На машине сквозь время: история успеха «Назад в будущее»

Также существует точная копия спортивного альманаха из «Назад в будущее II». Её можно найти в продаже, например, на Amazon.

На машине сквозь время: история успеха «Назад в будущее»

Культурное влияние

После выхода фильма, копия автомобиля DeLorean стала желаемым экземпляром коллекции любого фаната «Назад в будущее». Некоторым счастливчикам удалось обзавестись сразу несколькими моделями.

Билл Шей и его сын Патрик являются преданными фанатами трилогии и коллекционерами автомобилей. Они сами сделали точную копию DeLorean из первого фильма, которую возят по разным выставкам.

На машине сквозь время: история успеха «Назад в будущее»

Модель использовалась на съёмках шоу Джимми Киммела в эпизоде с появлением главных звёзд франшизы.

В семейной коллекции есть и настоящий DeLorean из третьего фильма, а также Toyota Марти из первой части.

Кадр из фильма Back In Time

На машине сквозь время: история успеха «Назад в будущее»

Несколько моделей DeLorean представлены в музеях компании Universal.

На машине сквозь время: история успеха «Назад в будущее»

«Назад в будущее» помогло популяризировать культуру скейтбордистов. Стиль езды Марти служил настоящим источником вдохновения для молодых людей того времени.



На машине сквозь время: история успеха «Назад в будущее»

Фильмы также повлияли и на сферу медицины.

После того, как в 1991 году у Майкла Джей Фокса была диагностирована болезнь Паркинсона, актёр начал вести активные общественные кампании по поиску лекарства от недуга и основал свой фонд — Michael J. Fox Foundation.

Бренд «Назад в будущее» использовался с целью повысить осведомлённость людей об этой проблеме. Волонтёры и коллеги Фокса — Оливер и Терри Холлер — путешествовали по всей Америке на машине DeLorean и собирали деньги для фонда по борьбе с заболеванием.

На машине сквозь время: история успеха «Назад в будущее»

Конечно, любая франшиза не может существовать без своих фанатов. А у «Назад в будущее» огромное число поклонников по всему миру. Неудивительно, что без упоминаний трилогии не обходится ни одна гик-конференция, будь то Comic Con или отдельное мероприятие, посвящённое празднованию очередной годовщины фильма. На этих конвенциях можно увидеть множество косплееров, одетых в костюмы Марти и дока. Некоторые даже привозят самодельные DeLorean.

На машине сквозь время: история успеха «Назад в будущее»

На многие фанатские мероприятия приходят и сами актёры. Они общаются с публикой и делятся воспоминаниями. Самая последняя встреча состоялась в рамках Бостонского Comic Con в августе этого года. Её посетили Майкл Джей Фокс, Кристофер Ллойд, Лиа Томпсон и Томас Уилсон.

На машине сквозь время: история успеха «Назад в будущее»

Главный герой картины «Первому игроку приготовиться» ездит на DeLorean в виртуальной реальности.

На машине сквозь время: история успеха «Назад в будущее»

На телевидении «Назад в будущее» часто упоминалось в сериале «Теория большого взрыва». Например, в пятом эпизоде восьмого сезона персонажи пытаются придумать идею для изобретения и вспоминают инновации из второй части трилогии, которые не были реализованы до 2015 года.

На машине сквозь время: история успеха «Назад в будущее»

В 26 эпизоде пятого сезона сериала «Офис» под названием «Company Picnic» Майкл и Холли обсуждают фильмы, которые можно использовать для презентации. Звучит и упоминание «Назад в будущее».

На машине сквозь время: история успеха «Назад в будущее»

Главные персонажи мультсериала «Рик и Морти» неспроста похожи на Марти и Дока. Шоу начиналось как пародия на франшизу с целью «потроллить» Universal Pictures. У шутливого мультфильма Джастина Ройланда (одного из создателей «Рика и Морти») даже было название: Back to the Future: The New Official Universal Studios Cartoon Featuring the New Doc Brown and Marty McFly.

Разумеется, это далеко не все примеры, ведь влияние истории о приключениях Марти и дока на поп-культуру поистине велико.

На машине сквозь время: история успеха «Назад в будущее»

Подписывайтесь на наш канал