Pochtoy.com

Фотолента поста - Как я съездил в Ярославль

Автор: AndySP, 21.10.2020 - 19:12

Судя по росту количества зараженных COVID в России, Европе и США, на открытие границ и выезд туда погулять-посмотреть в ближайшее время надеется не приходится, думаю, что и Новый Год придется встречать дома / на даче…

Потому (вдруг опять всё перекроют) продолжаем по выходным дням с женой путешествовать по ближайшим городам к месту нашего проживания.

На это раз решили съездить в Ярославль: и в Переславль-Залесский в музей Ботика Петра I заехать, и по Ярославлю погулять, и с друзьями пообщаться.

Как всегда: фотографии, немного отсебятины и информации из сети.

Про свою недавнюю поездку в Ковров я уже рассказывал-показывал, может и эта кому интересна будет.

Итак, поехали)))

88 фотокарточек + текст

Как я съездил в Ярославль

02. Выезжаем рано утром, но по Ярославке в сторону Москвы уже плотная пробка.

Как я съездил в Ярославль

03. Чуть дальше ремонт и расширение трассы.

Как я съездил в Ярославль

04. Осень золотая, дождик моросит…

Как я съездил в Ярославль

05.

Как я съездил в Ярославль

06. Подъезжаем к Переславлю-Залесскому.

Как я съездил в Ярославль

07. Переславль-Залесский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник —государственное учреждение культуры (музей-заповедник), расположен в зданиях упразднённого в 1744 году Горицкого монастыря и в Переславском районе в сёлах Веськово и Горки.

Первоначальная история Успенского монастыря известна мало. Основан он был, вероятно, в начале XIV столетия при Иване Калите. В 1382 году монастырь был разорен отрядами татарского хана Тохтамыша, а затем восстановлен при содействии жены Дмитрия Донского великой княгини Евдокии.

Как я съездил в Ярославль

08. Кафешка рядом с музеем Ботика.

Как я съездил в Ярославль

09. Пограничный столб. Что он здесь делает я так и не понял

Как я съездил в Ярославль

10. Плещеево озеро.

Весной 1688 года юный царь Петр, натешившись «марсовыми забавами» в подмосковных селах Семеновское и Преображенское, вспомнил о «нептуновой потехе»: в амбаре села Измайлово он обнаружил английский бот и загорелся желанием строить корабли.

Голландский корабельный мастер Карстен Брант отремонтировал судно, и Петр получил возможность лавировать под парусом по реке Яузе и Просяному пруду. Но эти водоемы царю показались маловаты. Много лет спустя, в предисловии к Морскому Уставу он напишет:

« …охота стала от часу быть более, того для я стал проведовать, где более воды. То мне объявили Переяславское озеро, яко наибольшее, куда я, под образом обещания в Троицкий монастырь, у матери выпросился».

Так, втайне от матушки, в начале июля 1688 года шестнадцатилетний царь впервые посетил Плещеево озеро. Оно восхитило Петра своими размерами: по Писцовым книгам конца XVII века его площадь тогда составляла около 70 кв. км.

Возвратившись в Москву, он признался матери Наталье Кирилловне в истинной цели своей поездки в Переславль и стал просить ее «явно здесь двор и суды сделать». После настойчивых просьб разрешение было получено, и Петр поспешил в Переславль, где вместе с Карстеном Брантом начал подготовку к постройке судов.

На берегу реки Трубеж, впадающей в озеро, было выбрано место для судоверфи, на которой зимой 1689 года под руководством голландских корабелов и приступили к строительству кораблей.

Как я съездил в Ярославль

11.Наталья Кирилловна, стремясь отвлечь сына от его странных, на ее взгляд, увлечений, 27 января 1689 года женила Петра на Евдокии Федоровне Лопухиной. Но и это не помогло: едва миновал месяц и стали вскрываться реки, Петр, забыв о молодой жене, заторопился к любимому озеру. На воду были спущены два небольших фрегата и три яхты. Юный царь писал в своем послании к матушке: «суда удались все зело хороши». Но насладиться плаванием на этих кораблях не удалось: борьба с сестрой Софьей за престол заставила его покинуть Переславль.

К мысли о кораблестроении Петр вернулся лишь глубокой осенью 1691 года. 3 ноября он отдал приказ строить у озера в Переславле–Залесском дворец «для пришествия великих государей». Местом для «потешного двора» выбрали холм Гремяч за монастырским селом Веськово. К весне следующего года здесь возникает целый городок с царским дворцом, церковью Вознесения Господня, деловым, остожным и дровяным двором.

По народному преданию, дворец стоял на двенадцати венцах, состоял из пяти комнат, оконницы в нем были слюдяные, печи изразцовые муравленые. Вход во дворец находился со стороны озера: в него вели три обитые войлоком двери, над центральной размещался двуглавый орел из листового железа.

К потешному двору примыкал деловой двор, состоявший из амбаров и мастерских, где хранились материалы и изготавливались детали кораблей. За ним располагалась кузница и судоверфь, на которой строили малые суда. Для их спуска к озеру в холме был прокопан канал.

Петр умел находить удовольствие в труде, работая на переславской верфи корабельным плотником. Вместе с ним азы кораблестроения постигали 16 преображенцев во главе с сержантом Якимом Ворониным.

Как я съездил в Ярославль

12.К маю 1692 года на озере была подготовлена значительная флотилия, состоящая из различных по типу и величине судов. Кроме того, еще зимой Петр распорядился привезти в Переславль яхты и баркасы с Москва-реки.

1 мая был спущен на воду 30-ти пушечный фрегат «Марс» и состоялись маневры потешного флота во взаимодействии с пехотой и артиллерией, которые в августе царь повторил для приглашенного Московского двора. Залпы корабельных пушек и звон колоколов переславских храмов возвестили о рождении Российского военного флота.

В 1693 году, перед отъездом в Архангельск, Петр выменял село Веськово с потешным и деловым двором в государственную собственность. Надзор за флотилией был возложен на рыбаков государевой Рыбной слободы и посадских людей, но со временем он стал ослабевать.

В феврале 1722 года Великий Преобразователь, проезжая через Переславль, обнаружил, что корабли находятся в плачевном состоянии. Царь издал специальный указ, которым повелел местным воеводам «беречь остатки кораблей, яхт и галер». Петровские суда собрали под навесы в центре города, на левом берегу Трубежа, составили опись, назначили охрану. Окончательную точку в печальной судьбе потешной флотилии поставил пожар 1783 года, уничтоживший детище юного царя.

К середине XVIII века совсем обветшали и постройки петровского времени на холме Гремяч. Оставшиеся от строений предметы и детали судов были собраны в амбаре бывшего делового двора. Среди них в 1802 году владимирский гражданский губернатор, князь Иван Михайлович Долгоруков, обнаружил бот «Фортуна» - единственное уцелевшее судно. По его инициативе с переславцев собрали средства на постройку каменной палатки для хранения ботика и «остатков дома Петрова». 1 августа 1803 года бот торжественно перенесли в новое здание и открыли один из первых провинциальных музеев России – Ботный дом.

Как я съездил в Ярославль

13. Вот со временем приезда какая-то хрень случилась: на сайте написано, что музей Ботика Петра I открыт с 9:30, а в реальности – с 10:30. Приехали мы к открытию, как на сайте указано)

Кафешка тоже еще не открылась, пришлось сидеть в машине, ждать открытия музея и смотреть кино – на улице было очень ветрено и сыро.

Как я съездил в Ярославль

14. Более того, вся экспозиция, кроме Ботного дома, была закрыта для посещения

Как я съездил в Ярославль

15.

Как я съездил в Ярославль

16. Дождались открытия, купили билеты…

Как я съездил в Ярославль

17.

Как я съездил в Ярославль

18. Ботный дом -старейший провинциальный музей России (1803 г.), где хранится уникальный памятник русского военного кораблестроения, главная переславская «достопамятность» - петровский бот «Фортуна». Здесь же выставлен и самый достоверный скульптурный портрет Петра Великого - повторный отлив с работы Б.К. Расстрели.

Как я съездил в Ярославль

19. Такелаж.

В 1802 году Владимирский губернатор Иван Михайлович Долгоруков посетил место, где, по его словам, «сильный Петр учился мореплаванью и оставил городу в залог самим же им состроенный первый ботик в государстве нашем». Выполняя указ Петра, он принимает твердое решение построить здание для хранения бота.

Как я съездил в Ярославль

20.В 1842 году возводится каменная сторожка - караульное помещение для отставных матросов, охранявших музей. Спустя 5 лет, в 1847 году, владимирское дворянство выкупило Веськовское поместье в общественную собственность.

17 августа 1850 года великими князьями Николаем и Михаилом Романовыми был заложен монумент в память о прибывании Петра I на берегах Плещеева озера. Ровно через два года в присутствии Владимирского губернатора и архиерея состоялось торжественное открытие обелиска.

Как я съездил в Ярославль

21.Строится Ротонда – здание для общественных приемов и танцев. Возводится триумфальная арка. С сооружением в 1853 году «Белого дворца» усадьба «Ботик Петра I» приобретает окончательный архитектурный облик, сохранившийся до наших дней.

В 1913 году музей-усадьбу посетил Николай II. К его приезду были выстроены бельведер и пристань на берегу озера, напротив холма Гремяч. С 1919 года музей-усадьба “Ботик” становится филиалом Переславского музея. В 1984 году были открыты новые экспозиции.

Как я съездил в Ярославль

22.

Как я съездил в Ярославль

23.

Как я съездил в Ярославль

24.

Как я съездил в Ярославль

25.

Как я съездил в Ярославль

26.

Как я съездил в Ярославль

27.

Как я съездил в Ярославль

28.

Как я съездил в Ярославль

29.

Как я съездил в Ярославль

30.

Как я съездил в Ярославль

31. Едем дальше.

Сретенская церковьбыла выстроена в половине XVIII века по неизвестному случаю во имя святого благоверного князя Александра Невского. Можно думать, что с упразднением монастырских вотчин, когда расположенные здесь монастырские слободки утратили связь с своими монастырями, явилась потребность в приходской церкви для этой местности, удалённой от городских церквей.

В 1778 году преосвященный Феофилакт, епископ Переславский, по просьбе священников Александро-Невской церкви Петра и Василья Ивановых с приходскими людьми, разрешил вблизи деревянной церкви строить каменную церковь в честь Сретения Господня с приделами в честь Сергия Радонежского и святого Александра Невского. Церковь была выстроена и освящена в 1785 году, как это можно видеть из надписи на антиминсе и на церковной стене. Но почему-то в новопостроенной церкви сделан был один придел в честь святого Александра Невского.

Престолов в церкви и ныне два: в холодной во имя Сретения Господня, в приделе тёплом в честь святого благоверного князя Александра Невского.

Как я съездил в Ярославль

32.

Как я съездил в Ярославль

33. Церковь Симеона Столпника.

Церковь с главным престолом в честь святого Симеона Столпника существовала уже в начале XVII столетия. В патриарших окладных книгах под 1628 годом отмечено: «церковь Симеона Столпника, дани три алтына с денгою, десятильничих гривна».

В 1717 году при Симеоновской церкви устроена была тёплая церковь и освящена во имя святого Николая Чудотворца. В 1724 году во время великого пожара, от которого в Переславле сгорели «многия святыя церкви и множество дворов и торговые ряды, все без остатку», сгорела и Симеоновская церковь с тёплою трапезою. Из прошения, поданного в синодальный казённый приказ священником этой церкви Сергием Стефановым с приходскими людьми, видно, что при этой церкви было два придела: в честь Рождества Христова и Феодора Стратилата, что она «построена была обещанием блаженныя памяти царя Феодора Алексеевича», что вся церковная утварь сохранилась от пожара. Но вследствие «малоприходности» в 1726 году синодальный казённый приказ определил приписать Симеоновскую церковь к Сергиевской.

Священник, вопреки этому распоряжению, просил разрешить построить на погорелом месте новую церковь, ссылаясь на то, что выстроить её обещается прихожанин ратман Пётр Маликов, он же обещается довольствовать священнослужителей «против указу и духовнаго регламанту», что он, священник, имеет от своих прихожан «довольствие своё безнужное». Просьба священника была уважена, и в 1728 году церковь была выстроена и освящена протопресвитером Преображенского собора Феодором Потапьевым.

В 1771 году, с разрешения преосвященного Геннадия, епископа Переславского, на средства прихожан начата постройкою каменная церковь, сохранившая свой первоначальный наружный вид и до настоящего времени. Церковь эта пятиглавая, двухэтажная, алтарь имеет три выступа; посредине церковных стен идёт пояс, отделяющий верхний этаж от нижнего; по углам гладкие столбики, высеченные из кирпича; у окон наличники с карнизами, а над ними лепные лики Ангелов; у окон верхней церкви железные одиночные затворы. Алтарь отделяется от храма каменною стеною.

Как я съездил в Ярославль

34. Соседство новостроя и старого бревенчатого дома.

Как я съездил в Ярославль

35. Храм Святой Живоночальной Троицы и Троицкой слободыпоявляется в 1654 году с одним престолом во имя Святой Живоначальной Троицы. В архивных документах не указывается причина построения церкви, но удивляет точная дата появления её: 1654 г. для г. Переславля и его пригородов этот год оказался самым безутешным, когда свирепствовала эпидемия моровой язвы, унёсшая до 80% населения, несмотря на продолжительный срок (3 месяца). Известно, что в том же году «по обещанию от морового повального поветрия» была выстроена посадскими людьми церковь св. в - муч. Анастасии на правом берегу р. Трубеж. Можно только предполагать, что и Троицкая церковь построена по той же причине. Подробная опись церкви 1702 года представляет её деревянной об одной главе, крытой немецким железом с железным «крестом с перьями». Сама церковь, алтарь, трапеза, паперть и колокольня крыты тёсом. На колокольне три небольших колокола.

Эта деревянная церковь в конце 1763 году сгорела и вместо неё усердием прихожан была отстроена новая деревянная же церковь, освящённая по благословению епископа Переславского Сильвестра (Строгальского) также в честь Св. Живоначальной Троицы. В 1855 году вместо деревянной церкви, которая видимо, была разобрана по ветхости, на средства прихожан устроен каменные храм уже с двумя престолами: главным во имя Живоначальной Троицы и тёплым приделом в честь Преподобного Никиты Столпника. Как отмечено в тех же документах, утварью, ризницей, св. иконам и богослужебными книгами храм был снабжён достаточно.

Как я съездил в Ярославль

36.

Как я съездил в Ярославль

37. Петровское. Церковь Петра и Павла.

Первое упоминание о селе Петровском датируется 1207 годом. В 1777 году оно стало городом Петровском — центром Петровского уезда. Однако, Петровский уезд был ликвидирован в 1796 году, а Петровск стал заштатным городом Ростовского уезда. В 1925 году Петровск лишился статуса города и стал селом Петровским, а с 1943 года — посёлком городского типа.

Как я съездил в Ярославль

38. Перед Ярославлем идет ремонт дороги и моста.

Как я съездил в Ярославль

39. Ярославский НПЗ.

Как я съездил в Ярославль

40. На НПЗ и, вроде, на Ярославском шинном заводе снимали этот знаменитый фильм. Узнаёте какой?

Как я съездил в Ярославль

41.

Как я съездил в Ярославль

42. Крестобогородская церковь (Церковь Ризоположения в Крестах) —православная церковь в Ярославле, находящаяся на Московском проспекте, в микрорайоне Кресты.

В середине XVII века к городу подступало страшное бедствие Средневековья — эпидемия чумы. Чтобы спасти жителей города, ярославское духовенство направилось к южной границе Ярославля, где молитвами пыталось остановить болезнь. Неизлечимая болезнь отступила.

В 1655 году ростовский митрополит Иона Сысоевич поставил «у врат града Ярославля, для его сохранения», трёхметровый крест (Распятие с предстоящими Богоматерью, Марией Магдалиной, Иоанном Богословом и Лонгином Сотником) в память об избавлении города от неизлечимой болезни.

Место это с древних времён носило название Поклонная гора, здесь находилась самая высокая точка при въезде в Ярославль. Как писал этнограф, фольклорист и археолог Николай[уточнить], «уже в XVII веке славился здесь вид на широко раскинувшийся внизу город с белыми ветхими башнями и благолепием полусотни богатых храмов».

Позже на этом месте была построена деревянная часовня. В 1677 году рядом с часовней крестьянами Спасского монастыря была построена и освящена деревянная церковь Положения Ризы Богоматери. Возле неё в конце столетия возникли два села. Потом они объединились в крупную деревню, названную Крестобогородской (или просто Кресты). Позже в обиходе ярославцы так же стали называть церковь.

В 1760 году (по другим данным, в 1738 — возможно, это год начала строительства) на средства богатейшего ярославского купца Дмитрия Затрапезнова была построена ныне существующая каменная Крестобогородская церковь. Главный престол в летнем храме был посвящён Положению Ризы Богоматери, зимний придел — Николаю Чудотворцу, впоследствии переименован во имя Филиппа, митрополита Московского. Часовня, в которой находился крест 1655 года, в 1760 года также стала каменной — она примкнула к северному фасаду летнего храма. В 1817 году к часовне с востока пристроили алтарь, а с запада — трапезную, и она была превращена в третий придел храма, освящённый в честь Животворящего Креста.

В советское время Крестобогородская церковь никогда не была закрыта, и в ней продолжались богослужения. В 1989—1994 годах на средства прихода и областного бюджета церковь была отреставрирована.

Как я съездил в Ярославль

43. Старый паровоз рядом с ДК «Магистраль».

Как я съездил в Ярославль

44. Ярославский Спасо-Преображенский монастырь (Спасо-Ярославский монастырь) —древний мужской упразднённый монастырь в Ярославле, сыгравший важную роль в местной истории. Располагается на Богоявленской площади, около Московского моста через Которосль в Кировском районе города. На его территории находятся памятники архитектуры XVI—XIX веков. Здесь было найдено «Слово о полку Игореве» — памятник древнерусской литературы.

Как я съездил в Ярославль

45. Церковь Богоявления —православный храм в Ярославле. Построен в 1684-1693 году на средства купца гостиной сотни Алексея Зубчанинова. Известна фресковой росписью и изразцовым убранством фасадов. Расположена на названной по ней площади.

Совсем недавно площадь называлась пл. Подбельского.

Как я съездил в Ярославль

46. Памятник Ярославу Мудрому.

Кстати, обратите внимание на троллейбусные провода – в Москве троллейбусные маршруты уже ликвидировали , а в Ярославле их полно!

Как я съездил в Ярославль

47. Власьевская, или Знаменская башня —одна из двух сохранившихся башен укреплений Земляного города (посада) Ярославля. Была построена из кирпича в 1658—1659 годах на месте сгоревшей в сильном городском пожаре деревянной башни середины XVI века. Одновременно с постройкой на стене была написана икона Знамения Богоматери, чтившаяся чудотворной. Башня была квадратная, с мостом и отводной стрельницей (разобраны в 1820-х годах), со звонницей с набатным колоколом, во втором ярусе над проездом башни располагалась церковь. Это была одна из пяти воротных башен, дорога от неё вела в Углич. При проезде через её ворота в петровские времена взимали налог на ношение бороды и старинной одежды.

Затем к башне были пристроены часовня (1660-е), позднее перестроенная в церковь (1861 год), здание, в котором находился банк (1796 год, перестраивалось в 1825 и 1907) и двухэтажная гостиница купца Кокуева и магазин A. Лобанова «Босфор», где можно было приобрести чай, кофе, марочные вина и различные бакалейные товары. В 1884 над башней устроили помещение для водопроводного бака. Таким образом, башня оказалось застроенной с трёх сторон. В 1980-м году здание Кокуева снесли, освободив северную и часть западной стороны.

Как я съездил в Ярославль

48. Российский государственный академический театр драмы имени Федора Волкова в Ярославле —первый русский профессиональный театр, основанный в 1750 году. Театр назван в честь основателя — купеческого сына Федора Волкова, режиссера, актера, художника, предпринимателя: начав с амбара на берегу Волги и любительской труппы, он вывел свой театр на профессиональный уровень и был призван в Петербург развивать театральное дело.

В XIX веке ярославский театр был знаменит не только как старейший, но и как один из лучших, на его сцене выступали Щепкин, Стрепетова, Москвин, Качалов, Савина, Станиславский… За два с половиной века своей истории театр сменил несколько помещений; в нынешнем здании он располагается с 1911 года. Постройка здания Первого русского театра в 1909-1911 годах стала событием всероссийского масштаба: средства на строительство собирали по подписке, проекты проходили жесткий отбор. Победителем архитектурного конкурса стал проект Николая Спирина. Здание Волковского театра выстроено в духе неоклассицизма и славится роскошными, почти дворцовыми интерьерами. Это одна из главных архитектурных доминант Ярославля.

В настоящее время театр является единственным драматическим театром федерального подчинения, расположенным в регионе. Коллектив возглавляет художественный руководитель Сергей Пускепалис. В афише «Первого русского» — имена ведущих российских и европейских режиссеров. Театр — постоянный участник международных фестивалей и конкурсов, обладатель множества престижных наград, в том числе четырех национальных театральных премий «Золотая Маска», Премии Станиславского с формулировкой "За вклад в развитие сценического искусства и театрального дела в России".

Как я съездил в Ярославль

49.

Как я съездил в Ярославль

50. Идем гулять…

Как я съездил в Ярославль

51. Одна из самых молодых достопримечательностей города.

Как я съездил в Ярославль

52. Продажа сувениров.

Как я съездил в Ярославль

53. Ярославский Спасо-Преображенский монастырь –основан он был в XII веке за стенами тогдашнего города около переправы через Которосль, заняв угловое положение в системе городских оборонительных сооружений.В 1216—1224 годы в монастыре построили Спасо-Преображенский собор. В честь образования Ярославского княжества в 1218 году, по преданию, у юго-восточного угла собора возвели миниатюрную Входоиерусалимскую церковь, которая не дошла до наших дней. Уже в первой половине XIII века в монастыре образовалась большая библиотека, велась работа по переписке книг.

После пожара 1501 года, в котором сильно пострадали строения монастыря, в 1516 году, освятили заново построенный по образу Благовещенского и Архангельского соборов Московского кремля Спасо-Преображенский собор, сохранившийся до сих пор. Сейчас это древнейшее строение Ярославля, а его фрески, написанные в 1563—1564 годах, — древнейший памятник стенописи в городе и один из двух в России, сохранившихся с эпохи Ивана Грозного (второй — Успенский собор Свияжского Успенского монастыря). Тогда же построили первую каменную башню — Святые ворота. Для нового собора московскими и местными художниками был создан большой иконостас.

Как я съездил в Ярославль

54.В XVI веке были возведены звонница и Трапезная палата с Крестовой (Рождественской) церковью, а в 1550—1580 — каменные стены вместо старых деревянных. Монастырь стал самой укреплённой частью города, ведь Ярославский кремль никогда не имел каменных стен, а после того как его стены в конце XVIII века были разобраны, ярославским кремлём, зачастую, стали ошибочно называть Спасский монастырь.

В 1609 году во время Смутного времени Спасский монастырь и Ярославский кремль выдержали осаду отрядов пана Будзило и воеводы Наумова, продолжавшуюся около месяца, в то время как остальная часть Ярославля была захвачена. От стен монастыря в 1612 году земское ополчение Минина и Пожарского отправилось на освобождение Москвы. С 21 марта по 16 апреля 1613 года в монастыре пребывал будущий царь Михаил Романов, находившийся здесь проездом из Ипатьевского монастыря в Москву, — отсюда он отправил свою первую грамоту — о согласии на престол.

В 1621—1646 гг. перестраивались стены монастыря, пострадавшие во время осады, — они стали более крупными, в значительной мере они сохранились до наших дней. Появились каменные башни — Богородицкая, Угличская (сохранилась), Глухая, Михайловская, Водяные ворота. В последней четверти века был построен Келейный корпус. К концу XVII века длина стен достигает 820 метров, высота — 10,5 метра, толщина — 2,8—3 метра. На стенах и башнях имелось хорошее вооружение — 15 крупных и 17 малых пищалей, 97 карабинов, 14 бочек с порохом.

Ныне территория монастыря является основой Ярославского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.

Как я съездил в Ярославль

55. Гарнизонный Храм Архангела Михаила –в его истории можно выделить два этапа. В Средние века он служил, по мнению краеведов, дворцовой церковью ярославских удельных князей. Инок Пахомий в житии святых князей Василия и Константина Ярославских, составленном им около 1530 года, записал, что ростовский князь Константин Всеволодович «в меньшем своем граде Ярославле» одновременно с Успенским собором «заложи церковь иную в большем граде, у врат, брусяную, собор Архистратига Михаила». Таким образом, возведение деревянного Архангельского собора принято относить к 1215 году.

Рукопись конца XVIII века, хранившаяся в церкви, относит построение «брусчатой» церкви «близ ворот, потом от церкви наименованных Архангельскими», к 1213-16 годам и сообщает, что здание простояло 79 лет, до 1295 года, когда жена князя Фёдора Чёрного, именем Анна, дочь ордынского хана Ногая (возможно от его греческой жены, дочери Михаила VIII Палеолога), «созда новую Архистратига Михаила церковь и в ней честную Богоматери икону постави и украси её златом и сребром, и камением драгим… наименовав оную церковь соборною».

Предание связывало посвящение церкви с дедом ярославской княгини, императором Михаилом, либо с её пасынком, рано умершим Михаилом Фёдоровичем. В настоящее время тестем Фёдора Чёрного принято считать не Ногая, а другого ордынского хана, Менгу-Тимура.

В XVII веке Архангельский собор оказался расположенным в Стрелецкой слободе и с тех пор (и по сей день) служит гарнизонным храмом. Тесной его связи с военными благоприятствовало не только географическое соседство, но и его посвящение Архистратигу Михаилу, покровителю военного дела. Финансирование храма со стороны оборонного ведомства, впрочем, было довольно скудным. Он строился дольше любой другой ярославской церкви — 25 лет с 1657 по 1682 годы. За это время вкусы ярославского купечества изменились, поэтому в храме оказались соединены черты двух этапов развития ярославской культовой архитектуры.

Как я съездил в Ярославль

56.

Как я съездил в Ярославль

57. Церковь Спаса на Городу, по преданию,существовала еще при ярославских князьях Василии и Константине, которые пожертвовали в храм пустошь Говорово, под селом Пажей. Это владение, подтверждавшееся грамотами царей Михаила Федоровича (1631) и Алексея Михайловича (1646), числилось за церковью вплоть до Октябрьской революции.

Свое наименование на Городу Спасский храм получил от местонахождения — в Земляном городе, на границе с Рубленым. Неподалеку от церкви начиналась городская рыночная площадь, на которой кроме торговых рядов стояли харчевные дворы и постоялые избы, амбары и кузницы, бани и угольные лавки. До генеральной перестройки Ярославля в конце XVIII века это место было «срединное для целого города. Сюда трудолюбивый мужичок вез продавать избытки трудов своих; тут же расторопный купец в скромных лавках, или вернее в палатках, терпеливо дожидал охотливых покупателей».

В рукописной истории Ярославля первой половины XIX века сохранилось описание этой торговой площади: с левой стороны, как выйдешь из кремля, на том же краю Медведицы лежал весь Гостиный двор деревянный квадратно , т. е. торговые ряды лавок ; насупротив того, через улицу, где теперь гимназия, следовали другие ряды лавок, хлебных, и открытая площадь, или рынок».

Первоначально Спасонагородский храм был деревянным — таким он значится в Переписной книге 1646 года. Ныне существующий каменный с северным приделом, «что под башнею» (имеется в виду его шатровое завершение), построен по благословению митрополита Ростовского Ионы на средства ярославского купца Игнатия Кислова в 1672 году. Через двадцать два года, в 1694, на средства другого местного купца, Ивана Кемского, в церкви Спаса на Городу был устроен еще один, теплый, придел.

Как я съездил в Ярославль

58. Ранее на том месте, где стоит Церковь Николы Рубленого (храм с колокольней и зелёными куполами),находились оборонительные сооружения Ярославского кремля — Рубленого города. В XV в. здесь была построена деревянная проездная башня с надвратной часовней в честь святителя Николая Чудотворца. Во время большого пожара в Ярославле 1658 г. Рубленый город сгорел, и кремль больше не восстанавливался. В 1668 г. на месте утраченной была построена каменная проездная башня, а рядом с ней — деревянная церковь во имя святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца.

Нынешний храм построен в 1695 г. вместо разобранной деревянной церкви на средства прихожан, боль¬шинство из которых были судостроителями. По объёмно-пространственной композиции – тип храма «кораблём», когда все помещения расположении вдоль оси восток-запад, но с одним отступлением: ведущее на паперть крыльцо расположено с южной, а не с западной стороны. В противоположность своим знаменитым ровесникам (таким, как Предтеченский храм в Толчкове), храм Николы в Рубленом Городе представляет собой вторую ветвь развития ярославской школы зодчества, когда небольшой по объёму четверик перекрыт единым сомкнутым сводом, фасады практически лишёны декора, а обходная галерея отсутствует как таковая. Исходя из типа перекрытия, пятиглавие уже не может быть световым, поэтому барабаны глав выполнены весьма тонкими и на первый взгляд кажутся редко стоящими. Окна храма не имеют наличников, но сохраняют свою традиционную конструкцию – крутые откосы, трёхцентровая перемычка, телепень для ставня. На фасаде окна образуют своеобразный ритм: в первом ярусе расположены три низких окна, на втором – два высоких. Завершает симметричную композицию киот, расположенный под самым карнизом.

Как я съездил в Ярославль

59. Успенский собор –Первый каменный храм Ярославля начали строить в 1215 году по воле ростовского князя Константина Всеволодовича на территории княжего двора (кремля). Храм был торжественно освящён в 1219 году ростовским епископом Кириллом и, как главный храм города, назван, по существовавшей традиции в честь праздника Успения Богоматери — Успенским собором. В отличие от других соборов Северо-Восточной Руси, построен он был из кирпича, но в убранстве фасадов зодчие широко использовали резьбу по белому камню, пол был выстлан разноцветными майоликовыми плитками, а двери украшены золоченой медью.

В 1501 году случился пожар, и у церкви обрушились своды. При расчистке завалов были обнаружены мощи ярославских князей XIII века — Василия и Константина Всеволодовичей, которые впоследствии стали главной соборной реликвией. Заново отстроили и освятили храм около 1516 года, вероятно, на месте предшествующего. Успенская церковь была небольших размеров, на подклете или подвале и имела в своей западной части придел «на полатях». Её ближайшим аналогом можно считать Благовещенский собор Московского Кремля. После 1605 года в Успенском соборе начинает составляться иллюстрированный синодик. В 1612 году во время Смутного времени митрополит Кирилл (Завидов) благословил здесь Дмитрия Пожарского на поход на освобождение Москвы

Когда Успенский собор обветшал, по царскому указу 1642 года было велено новую каменную соборную церковь сделать на новом месте, а старую разобрать, сохранив лишь бывший под церковью погреб, где находилась «зелейная и свинцовая казна», укрепить его и использовать по тому же назначению. Но, так как это помещение было сырое, по предложению воеводы, на основании недоразобранных стен верхнего яруса старого собора построили казённую палату. В 1646 году был возведён и освящён одноэтажный, без погреба, пятиглавый собор с 55-метровой колокольней.

Во второй половине XVII века в Ярославле происходило казённое строительство, и в 1659 году появился указ царя о постройке новой соборной церкви, так как старая имела скромные размеры и пострадала (крыша, главы и прочие наружные постройки), хотя и менее других, в пожаре 10 июля 1658 года, в котором сгорела большая часть строений Ярославля. Новый собор представлял собой шестистолпное пятиглавое здание, при северном, западном и южном входах были построены каменные крыльца, характерные для многих ярославских храмов XVII века. Одновременно с ним была заложена восьмигранная шатровая колокольня.

Храм сильно пострадал в пожаре 1670 года и через несколько лет был выстроен вновь. Здание имело византийскую кубическую фигуру и пять больших глав. Интерьер собора был расписан в 1671—1674 годах, это письмо сохранялось без обновления до 1825 года. В дальнейшие два века храм подвергался ряду перестроек, особенно значительных после 1788 года, когда он стал кафедральным в связи с переносом центра епархии в Ярославль. В 1720-х годах пристроили западную паперть, в конце века переделали крыльца, в 1832—1833 годах к южной стене пристроили теплую церковь с престолом во имя святых князей Василия и Константина. В 1832—1836 годах по проекту архитектора А. И. Мельникова построили новую колокольню вместо старой, шатровой, в 1844 году купола собора — первыми в городе — покрыли золотом, в конце XIX века расширили теплую западную паперть и объединили её с церковью Василия и Константина.

Успенский собор сильно пострадал во время антибольшевистского восстания в 1918 году, частичная реставрация была проведена осенью 1924 года. В 1922 году храм был отдан под биржу труда, с 1930 по 1937 год в нём размещался склад зерна. 26 августа 1937 года собор был взорван, а на его месте — разбит городской парк культуры и отдыха. При проведении неоднократных раскопок усилия Н. Н. Воронина и других археологов по отысканию фундаментов кирпичного собора домонгольской эпохи не увенчались успехом.

Сегодня стрелку Волги и Которосли украшает восстановленный в 2000-е годы Успенский собор – с белокаменными стенами и золотыми куполами. Внутри – тщательно воссозданный интерьер, масштабная иконная роспись и несколько почитаемых святынь: мощи святых благоверных князей Ярославских Василия и Константина, которые были обнаружены при восстановлении собора после пожара в начале XVI века, и список почитаемой Ярославской иконы Божией Матери.

Как я съездил в Ярославль

60. Стрелка.

Как я съездил в Ярославль

61. Стрелка – слияние Волги и Которосли.

Как я съездил в Ярославль

62.

Как я съездил в Ярославль

63. Набережная Волги.

В отличие от Москвы в защитных масках вообще никто не ходит!

Как я съездил в Ярославль

64. Митрополичьи палаты, Ильинско-Тихоновская церковь и Арсенальная башня.

Как я съездил в Ярославль

65. Митрополичьи палаты –одно из древнейших зданий города, редкий образец гражданской архитектуры XVII века. Построены как ярославская резиденция митрополита Ионы Сысоевича. В XVIII веке здесь располагался дом первого ярославского губернатора А.П. Мельгунова, тогда же здесь останавливалась Екатерина Великая, где написала 5 комедий для русского театра.

Сегодня в Митрополичьих палатах представлена богатейшая коллекция древнерусского искусства. Среди шедевров - домонгольская икона "Спас Вседержитель" XIII в. Золотой век Ярославля представлен уникальными подписными иконами выдающихся художников XVII в. Гурия Никитина, Семена Спиридонова Холмогорца, Федора Евтихиева Зубова.

Как я съездил в Ярославль

66. Экскурсовод что-то рассказывает детворе.

Как я съездил в Ярославль

67. Демидовский столп в Ярославле —памятник Павлу Григорьевичу Демидову, основателю Ярославского Демидовского училища высших наук.

Был установлен на Плацпарадной площади в Ярославле на средства жителей города и других добровольных жертвователей. Открыт 6 (18) марта 1829 года. После Февральской революции с памятника убрали орла (символ самодержавия) и небесную сферу, а в 1931 году его окончательно разобрали.

В 2004 году инициатором восстановления Демидовского столпа выступил Музей истории города, эта идея была поддержана мэром Ярославля В. В. Волончунасом. Памятник был восстановлен на прежнем месте в 2005 году. Это самый высокий монумент Ярославля.

Как я съездил в Ярославль

68. Собор Афанасия и Кирилла –Основана обитель была примерно в 1615 году, вскоре после Смутного времени, когда в Россию вместе с польскими захватчиками активно проникал католицизм. Видимо, именно по этой причине монастырь и получил свое название в честь святителей Кирилла и Афанасия, архиепископов Александрийских, ревностных борцов за чистоту Православия. Возведена обитель на месте приходской церкви, освященной в честь этих же святых.

Некоторые источники замечают, что Кирилло-Афанасиевский монастырь существовал уже в XVI веке, поскольку под 1570 годом упоминается его игумен Вассиан. Исследователь полагал, что в 1615 году монастырь не возник, а был возобновлен.
Как бы там ни было, в 1615 году монастырь уже существовал и управлялся игуменами.

Первую каменную церковь обители во имя Афанасия и Кирилла возвели по благословению ростовского митрополита Ионы Сысоевича в 1664 году.

Как я съездил в Ярославль

69. Правительство Ярославской области. Ранее тут располагался обком КПСС.

Как я съездил в Ярославль

70. А прямо напротив обкома - Храм Ильи Пророка. Как его в те годы-то не снесли

Церковь в честь пророка Ильи была первой церковью города, согласно «Сказанию о построении града Ярославля» она была заложена князем Ярославом Мудрым одновременно с самим городом — в честь того, что легендарная победа князя над медведем произошла в день этого святого. Располагалась она, как предполагается, на месте современной Ильинско-Тихоновской церкви.

Современный каменный храм построен в 1647—1650 годах на месте двух деревянных храмов — старой холодной церкви Ильи Пророка и тёплой церкви Покрова Богоматери на средства богатейших купцов гостиной сотни братьев Иоанникия и Вонифатия Скрипиных.

Во время городского пожара 1658 года церковь хотя и обгорела снаружи, но внутри, в отличие от большинства других, не пострадала. Расписана она знаменитыми костромскими художниками Гурием Никитиным и Силой Савиным вместе с ярославскими мастерами в 1680 году (артель из 15 мастеров работала неполных три месяца) при наследнице Скрипиных — вдове Вонифатия, Иулите Макаровне.

Гладкие, скупые фасады церкви были расписаны крупными цветами, т. н. травами. Сейчас эта роспись утрачена, и восстановлена лишь старинная побелка. Все главы были крыты зелёной черепицей, ярко сверкающей на солнце. В XVIII веке черепицу сменило изобретённое в Ярославле чешуйчатое покрытие.

Когда Ярославль в 1778 году получил регулярный план застройки, церковь Ильи Пророка стала центром радиально-кольцевой планировки городского посада, вокруг неё была создана Ильинская площадь (ныне Советская), на которой разместился ряд административных учреждений.

Ограда вокруг церкви была выполнена в 1896 году по рисунку академика А. М. Павлинова. Церковь ремонтировалась в 1898—1904 годах на средства городского головы И. А. Вахрамеева.

В 1920 году здание передали Ярославскому музею-заповеднику. В 1930-х годах работникам музея удалось уберечь его от сноса. В 1938—1941 годах в церкви, куда перенесли мощи ярославских чудотворцев, Союз воинствующих безбожников устроил антирелигиозный музей; под куполом был подвешен маятник Фуко.

Реставрация проводилась в 1955—1956, 1960, 1983 годах. В 1989 году главный престол церкви Ильи Пророка был вновь освящён, и с тех пор в летнее время в храме проводятся церковные службы. Музей открыт для посещения с мая по октябрь.

Как я съездил в Ярославль

71. Старинный дом на набережной Волги.

Как я съездил в Ярославль

72.

Как я съездил в Ярославль

73. Музей музыки.

Как я съездил в Ярославль

74. Тот берег Волги стали застраивать богатыми домами – формируется элитный район города.

Как я съездил в Ярославль

75. Храм Рождества Христовапостроен в 1636—1644 гг. по образцу каменного храма Николы Надеина на средства купцов Михаила, Андрея и Ивана Назарьевых (сыновей Гурия Назарьева) по наказу их дяди и отца, купцов гостиной сотни, братьев Акиндина и Гурия Назарьевых.

Ранее на этом месте стояла деревянная церковь Рождества Христова. По преданию, в 1609 году в ней хранилась чудотворная Казанская икона Божией Матери, вывезенная из города Романово-Борисоглебска поляком Яковом Любским и переданная им ярославскому бургомистру Василию Лыткину. В 1610 году икона крестным ходом перенесена в Казанскую женскую обитель.

Как я съездил в Ярославль

76. Памятник Некрасову Н.А.

Как я съездил в Ярославль

77. Улица Красный съезд.

Как я съездил в Ярославль

78. Красная площадь. Да, не только в Москве есть!

Старинная пожарная каланча слева в кадре.

Как я съездил в Ярославль

79. Советская улица.

В одном из относительно свежих сериалов, герой А. Робака пьяным на машине от полиции улепётывал по этой улице.

Как я съездил в Ярославль

80. Замёрзли мы как черти, пошли выпить-закусить с друзьями, а потом и в гости можно

Как я съездил в Ярославль

81. Чек на пятерых. Учитывая расположение и уровень ресторана - очень недорого!

Как я съездил в Ярославль

82. Вот такой грустный пёс нас встретил у друзей. Здоровый как слон!

Как я съездил в Ярославль

83. И котейка там же

Как я съездил в Ярославль

84. Кстати, дороги в частном секторе (почти рядом с центром города) не то чтобы плохие, а их совсем нет! (фото Google, я с пьяных глаз в темноте сфотографировать не смог)

Как я съездил в Ярославль

85. В Москве на большую компанию не составляет труда заказать минивэн в любом приложении-агрегаторе, а в Ярославле приложения такой возможности вообще не предоставляют!
Ну нет там микроавтобусов.
Бери второй автомобиль и всё тут!

Зато за 150-200 р. Можно полгорода проехать)

Т.ч., господа провинциалы, учитывая стоимость услуг, продуктов, ресторанов, ОСАГО, КАСКО, такси и т.д., и т.п. стоимость жизни в Москве значительно дороже!

Как я съездил в Ярославль

86. Возвращаемся в Москву…

Как я съездил в Ярославль

87. Дом всё ближе…

Как я съездил в Ярославль

88. Этим «девизом» Ф. Конюхова в последнее время руководствуемся и мы

Всем спасибо за просмотр!

Всё!

© Я

Как я съездил в Ярославль

Как я съездил в Ярославль

Подписывайтесь на наш канал